Отдых на Кинбурнской косе в Покровке

О том, как мы в летом 2012 года ездили на Кинбургскую косу и почему выбрали именно село Покровку, я начала рассказывать здесь. Осталось добавить фото Кинбурнской косы, чтобы стало стало понятно, зачем определенная категория людей стремится отдохнуть в столь отдаленном от цивилизации месте. Итак, напомню, что остановились мы в частном секторе на окраине села, именуемом хутором Ковалевка. У нас была с собой палатка, но в Покровке ее если и ставить, то только на берегу моря, поскольку  прямо вдоль дороги, что тянется через село, стоят вот такие щиты:

А выжженная августовским южным солнцем трава — не что иное, как гектары диких орхидей. Орхидейное поле. Увидеть его цветущим можно в мае. Мы в августе застали сухостой.Через орхидейное поле жители Покровки ходят к открытому морю. По другую сторону села находится Ягорлыцкий залив. Вернее, село расположено на берегу этого залива, а к морю приходится ходить через окраину — хутор Ковалевка. Вывод: хотите поближе к морю? Селитесь не в центре села, а на хуторе Ковалевка, откуда дорога до моря короче.

Дорога к морю и обратно

Здесь мы жили. Дорога к морю начинается как раз напротив. На ярко-желтую крышу соседнего дома равнялись издалека, чтобы не заблудиться:

Поворачиваемся спиной к желтой крыше и идем по проселочной дороге. На горизонте видна сизая полоска маслиновых деревьев. Это наша цель. Если через какое-то время обернуться, то картинка будет такая:

Пассивным отдых на Кинбурнской косе в Покровке быть в принципе не может. Чтобы дойти до пляжа, требуется не менее 20-30 минут. От базы отдыха «Крутая осыпь» есть другой путь к морю с противоположной стороны лимана, он немного короче, но движемся дальше нашим маршрутом дальше. Появляются мелководные лиманы. Они справа, слева:

Еще немного, и сплошная водная гладь обнаруживается впереди. Дальше  - вброд, стараясь не спугнуть водоплавающих птичек. Их там множество:

Автомобилем на морской берег добираются в объезд или бросают транспорт — и ножками, ножками… Вот пара фотографий, сделанных на обратном пути, т.е. по дороге с пляжа в село.

Тишина. Степной воздух пополам с солоноватым запахом моря. Людей очень мало. Одежда? А нужна ли она здесь? Обувь? Тем более… Ощущения словами трудно передать… Ладно, разворачиваемся в другую сторону, а то до моря я вас так и не доведу. Дорога после брода еще немного пролегает по краю лимана, а потом пересекает маслиновую посадку, и тут как-то неожиданно возникает Черное море:

Море здесь не такое, как в Крыму, на Кавказе или за Одессой. Присутствие с одной стороны большого и мелкого Ягорлыцкого залива, а с другой — пресного Днепро-Бугского лимана, по-видимому, сказывается. Море выбрасывает на берег водоросли, вода показалась холодноватой, а с купанием и вовсе не повезло из-за обилия огромных жгучих (если объективно, то слегка жгучих) медуз. Плавать в этом месиве не хотелось. Развлекались боданием с ними: толкнешь слегка ладошкой эту особь «в лоб» раз-другой, а на третий она соображает, что надо отплыть восвояси. Вопрос — так есть у медуз мозги или нет?

Где находится грязевое озеро. Кругосветка вокруг Покровки

Лиманов вокруг Покровки не счесть, и есть среди них озеро с лечебной грязью. Находится оно примерно напротив церкви в направлении открытого моря. Все о нем знают и дорогу подскажут. Мы лечебную грязь не исследовали, а придумали себе более масштабную экскурсию. На самом деле Кинбурнская коса — это и не коса вовсе, а полуостров. Кинбурнской косой правильно называть узкую северо-западную его оконечность. Покровка находится на юго-востоке. С этой стороны в море тоже уходит коса — покороче, правда, и безымянная. Туда мы и отправились. Зеленая линия -это закольцованный маршрут нашего похода:

Пройдя несколько 3-4 км по селу , мы убедились в том, что центральная часть Покровки действительно развернута лицом в Ягорлыцкий залив. Дома добротные строятся, места хватает, улицы широкие, пески непроходимые, расстояния большие:

Залив мелкий, малопригодный для купания, в нем пришвартованы моторные лодки и катера. Народ здесь рыбачит? Видно, как далеко уходит к горизонту береговая линия, изгибаясь дугой. Нам туда:

Двое нашли углубление дна по пояс. Плещутся. Чтобы зайти на такую же глубину в залив, надо отдалиться от берега не несколько сотен метров. Мы наблюдали одного такого купальщика — виднелся точечкой вдалеке. Как он не боялся зайти столь далеко от берега? Понимаю, что мелко, но все же… А нам — вброд на островок и вперед:

Оглядываюсь на село:

Берег незаметно изменился. Какие тут расстояния, не знаю. Надо будет на на картах гугла измерить. Шли много и долго:

На коричневой подстилке из сухих водорослей приятно лежать. Они пахнут йодом. Но нам нельзя задерживаться. Дальше — еще интереснее.  Береговая линия растворилась. Эта местность по научному называется водно-болотными угодьями. Было жутковато. Назад возвращаться не хочется, что ждет впереди — неизвестно:

Так и шли. То бережком по песочку, то вдоль камышиков, то по воде. А это, наконец, наше последнее препятствие. Уверены, что за маслинами должно быть море. Выглядит лиман издалека безобидно, а на самом деле там широко (метров 100) и глубоко (не по щиколотку):

Эти лиманы опасны тем, что под ногами не всегда лежит песок. Увязнуть в иле, когда вокруг на вода, и поблизости — ни души, катастрофа. Это самое глубокое место, которое пришлось переходить. Повезло. Грунт был твердым. После немного поискали лазейку сквозь непроходимые заросли маслин, и вот он, восторг — нам предстали нетронутые человеком морские берега! Тут не то, что обертку от конфеты рука не поднимется бросить, следом ноги своей страшно изуродовать первозданную красоту:

Купались нагишом, шли по кромке воды — не хотелось топтать девственные пески. Разговаривали шепотом. Мы были в гостях у природы:

Я не убеждаю других следовать нашему примеру. Мы шли весь день, в полдень делать перерыв было бесполезно — тени нет. Жара, как ни странно, за счет ветерка с моря и постоянных купаний  не чувствовалась. Можно много дискутировать на тему, не вредно ли целый день находиться на солнце. Меня этот вопрос тоже очень волнует, тем более, что возраст наш зрелый — 54 и 56 лет соответственно. Для таких летних пляжных походов кожа должна быть подготовленной, т.е. хорошо загоревшей. Запас питьевой воды с собой и шляпы-панамы обязательны.

А вот и конец рая. Вернее, его начало. Мы в «ворота» не вошли, а из них вышли:

Получается, что гуляли мы в запретной зоне, хотя со стороны Ягорлыцкого залива никаких предупреждающих знаков не видели. Щит и символический шлагбаум стоит только на пляже. Полагаю, что защищена оконечность косы не столько от любознательного пешего туриста, сколько от автолюбителей. Пейзаж красив, но однообразен, тянется на километры — охотников мало дойти до конца, мы тоже повернули обратно. А вот на полном приводе машина доедет куда угодно.

Сразу же у «пограничной черты» нами была замечены люди с благами цивилизациями — лежаки под навесом, душ в пресной водой, павильон для еды. От них до места, которое считается сельским пляжем, мы шли еще долго, но уже, увы, по автомобильной колее…

Сельского пляжа, как такового, и нет. Просто отдыхающие из села выходят к морю и сразу располагаются на берегу, не расходясь далеко в разные стороны. Я не стала их фотографировать. Ну вот, собственно, и все: свернули с пляжа направо, пошли дорогой, потом по лиману вброд и через орхидейное поле. Дома нас ждал душ и большая дыня.

Что еще интересного есть в Покровке

1. Леса. Сосновые леса. Осенью одесситы и жители Николаева, Херсона едут сюда за грибами. Мы в леса не ходили — не сезон.

2. Волыжин лес, Ковалевская сага, урочище Комендантское — остатки реликтовых лесов, которыми местность была покрыта два тысячелетия тому назад. Не планировали посещение за неимением времени, о чем жалеем.

Как мы уезжали из Покровки

Приехали мы из Очакова на Кинбургскую косу катером, а уехать решили автобусом «Кинбурнская коса — Николаев» до Херсон. Этот маршрут состоит из двух этапов. На первом вот этот «Урал» примерно в пять часов вечера собирает всех пассажиров по Покровке и хуторам и везет через село Васильевка в село Геройское до асфальта:

Ту да же прибывает встречный рейс «Николаев — Кинбурнская коса». около половины седьмого вечера пассажиры меняются местами. Нормальный автобус забирает тех, кто едет в город, а «Урал» снова по пескам возвращается в Покровку:

Билет приобретается до конечного пункта, никаких доплат при пересадке не требуется. В Херсон автобус не заходит, и водитель высаживает людей на объездной дороге, откуда в центр ходят маршрутки, но учитывая позднее время (девять часов вечера) и возможное опоздание автобуса надо иметь деньги на такси. В Николаев автобус пребывает на автовокзал на 1,5 часа позже.

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

27 комментарий на «Отдых на Кинбурнской косе в Покровке»

• Таких больших медуз я в Черном море нигде не видела. Зря не попыталась сфотографировать, а вдруг получилось бы?

1. Вот это я понимаю — поистине наедине с природой! Наверное, нужно и правда быть достаточно подготовленным человеком — я имею в виду не только жару и пекло, но и столь длинный пеший переход. Человек непривычный на следующий день не смог бы ногой шевельнуть, а вы молодцы — тренированные! :-)
    Елена Метелева recently posted…Греческий сыр фета и с чем его едятMy Profile

• Не догадалась я об этом у местных спросить. Но внешне признаков отбушевавших стихий не было видно. Бердянскую косу в Азовском море шторма каждую зиму «съедают». Приезжаешь очередным летом и видишь разрушенные берега. На Кинбурнской я ничего подобного не заметила.

2. Здравствуйте, Ирни! Так с вами сейчас попутешествовала, прямо в детство своё попала. Мы тогда каждый год на море ездили, в Херсонскую область, правда море было Азовское, на Арабатскую стрелку. Но вот по фотографиям ощущения такие же. Мы так же по 20-30 минут до моря пешочком шагали — по песку. Пляж такой, точь-в-точь. Деревья, домики — всё, как тогда. Кажется, что время там осталось на месте.. Спасибо вам!
    Руслана recently posted…Приход весны..My Profile

• Арабатка застраивается, хотя места пустынные еще есть. Кинбурнская коса, к счастью, объявлена заповедной.

3. Ирни, какое же я получила удовольствие, прочитав этот Ваш пост. И смеялась, и переживала, и удивлялась..)) Отличная статья! С такими выкладками, с подробностями, с юмором…Спасибо огромное!!
    И какая же Вы восхитительная!! По поводу возраста — Вы шутите, конечно!
    Nasati recently posted…Интервью, которое нельзя пропустить! ЗаключениеMy Profile

• Так я и пишу для тех, кто следом пойдет. Сама сейчас Турцию для себя на майские праздники готовлю. Сижу в чужих блогах, нужную конкретную информацию по крупицам собираю.

4. Отличный отдых для тех, кто любит уединение и покой. Природа и ничего вокруг. Мне нравится, но долго не выдержу. На косах бывала (конкретно на Ейской). Они очень похожи. Очень красиво — море и песок. И уходящая вдаль полоска суши, по которой можно дойти до края земли… :)
    Галина Лукас recently posted…Субботний арт-поход. В поисках современного искусстваMy Profile

• Очень опасны. Там так закручивает. Сколько людей на Должанской косе погибло. При мне девушка одна еле выплыла. Жуть. Но красота там необыкновенная — Таганрогский залив сливается с морем. Одна сторона спокойная, другая — штормит. Всегда по разному. И цвет воды разный. Прямо линия там, где сходится две воды.
        Галина Лукас recently posted…Субботний арт-поход. Московский дом фотографииMy Profile

5. Вот такой отдых как раз для меня. Люблю походить, побродить. На пляже валяться не люблю и не хочу. Зачем жирком обрастать и солнцем обжигаться. Нужно больше двигаться и дышать морским воздухом.
    Tатьяна Паломи recently posted…Женские возбудители — природные афродизиаки для женщинMy Profile

6. Я с Вами одной крови. Вот сижу в гугле и ищу малолюдные места для отдыха на море.
    Попала на Ваш чудесный отчет. Хозяйке, у которой Вы жили , впору посоветовать завести
    пару верблюдов, а лучше — седловых страусов.
    Много лет назад мы с мужем поехали к Байкалу дикарем. Поселились в пос. Листвянка
    на опустевшей турбазе. Нам повезло — осень была теплой. Как-то днем зашли в магазинчик, и купили десяток яиц. На причале стоял прогулочный катер, решили полюбопытствовать, сезон -то закрыт. Подошли. Высовывается с верхней палубы люд и , быстро говоря по-английски, начинает меня фотографировать. Я оторопела, а потом поняла: стоит перед ними девица в синих штанах от «олимпийки», в тельняшке , да еще и спрозрачным кулечком. Хотела я им сказать на их «ридний мови», по школьному заученно, что мое имя — Ирина, живу я в Киеве, моя профессия — архитектор, да решила их не разочаровывать.
    Теперь в фотоальбомах этих туристов красуется фотография байкальской туземки с яйцами.
    Желаю Вам новых увлекательных путешествий.