Грузия в сентябре 2017, одна с рюкзаком. День 11

Чвелпи — Лантехи — маршрутка на Кутаиси до поворота на Гелавери и переход в Зеда Горди

Предыдущий день 10: Из Верхней в Нижнюю Сванетию: переход через перевал Латпари в Чвелпи

Итак, мой поход по Сванетии закончился… До отлета домой (самолет из Кутаиси) оставалось три дня/три ночи. Ну и четвертый почти полный «отлетный» день, так как в аэропорт мне надо было прибыть к позднему вечеру. План на оставшиеся дни был такой: 1. Каньон Окаце и водопады Кинчха 2. Мартвильский каньон (? — если получится…), 3. Батуми (тут я долго выбирала между Кутаиси и Батуми, а потом все же забронировала ночлег на последнюю ночь в Батуми).

В каньон Окаце все, как правило, добираются из Кутаиси. С автовокзала Кутаиси надо ехать до районного центра Хони на проходящей маршрутке «Кутаиси-Мартвили». Маршрутки ходят часто, проезд стоит 2 лари. Потом надо в Хони пересесть на другую маршрутку — до деревни Зеда Горди, где находится каньон Окаце. Вот только рейсов там мало — в 11.00 и 15.00 часов (проезд стоит 3 лари). Есть еще прямая маршрутка «Кутаиси — Зеда Горди» с временем прибытия к каньону в 16-00. Еще вариант — не выходить из маршрутки «Кутаиси-Мартвили» в Хони, а проехать в ней дальше до развилки, с которой дорога на Мартвили идет дальше, а вправо отходит ответвление Хони-Кведа Горди-Зеда Горди-Кинчкха. Ну и там автостопить в нужном направлении…

В моем случае делать крюк из Лантехи через Кутаиси и Хони смысла не было. Я изучила карту и увидела, что с асфальта Лантехи-Кутаиси можно перебраться на асфальт Хони-Кведа Горди-Зеда Горди-Кинчкха по проселочной дороге, если выйти на повороте у дер. Гелавери. Через Гелавери от асфальта до асфальта — около 10-11 км. Ну и потом по этой дороге до каньона Окаце останется еще 7-8 км. Вот это мероприятие я и наметила на текущий день — добраться до каньона Окаце через дер. Гелавери.

Из Чвелпи все мы (я и еще четыре постояльца гестхауза) вместе с хозяином Валерием и его женой Шореной выехали на их машине в 7 часов утра. Пустынная дорога вела по ущелью реки Цхенисцкали сквозь чреду деревенек. Я тщетно пыталась понять, где бы я вышла на эту дорогу, если бы пошла на с перевала на Мами. Транспорта (ни встречного, ни попутного) почти не было.

На подъезде к Лантехи догнали маршрутку, следующую в Кутаиси. Валерий остановил ее и пересадил туда четверых наших ребят. Они торопились в Кутаиси, после обеда у них был отлет из кутаисского аэропорта. Ну а меня повезли дальше — к другой маршрутке, которая должна была отправиться в Кутаиси непосредственно из Лантехи — в 8 или в 8-30 (по мере наполнения пассажирами).

Лантехи — совсем махонький и скромный поселочек. Это не отлакированная Местия, сюда иностранные туристы не едут. Вот пара фотографий с перекрестка, на котором я пересаживалась в маршрутку на Кутаиси:

Маршрутки не случайно на фото нет… Нас тут 2-3 человека (желающих уехать) по тротуару туда-сюда бродило… На солнышке грелись, потому что утро было очень холодное. А водитель захлопнул двери и умчал. Вместе с нашими  сумками/деньгами/документами. И никто не возмутился и не испугался. Даже я, потому что еще дома прочитала в интернете, как маршрутчики заполняют салон — ездят по всей округе и собирают пассажиров. И действительно, через 15-20 минут машина вернулась.

И, наконец, мы выехали из Лантехи. Шорена тоже села в кутаисскую маршрутку. Я этому обрадовалась. Мы еще немного поболтали по дороге. И я была уверена, что с ней уж точно не проеду поворот на Гелавери. К повороту мы подъехали в 10-00. Перед этим Шорена на грузинском языке объясняла водителю, где остановиться. Весь автобус прислушивался и тут же (тоже на грузинском) загудел словно улей. Кто-то что-то спрашивал, Шарена отвечала…

Я ни на йоту не сомневалась, что обсуждали они мой переход через Гелавери. Некоторые, по-видимому, вообще не знали, что что так можно идти. Вот на этом перекрестке меня из автобуса выгрузили:

Дорога в Гелавери:

Гелавери — деревня большая и разбросанная. Идти надо долго главной улицей (более наезженная грунтовка). Я и шла, глазела по сторонам, рассматривала за заборами дома:

Главная улица в Гелавери:

Воду надо просить у людей, но где-то в одном месте был выведен шлаг из-за забора. Из него текла вода. А это свинки на дороге:

Еще дом:

В Гелавери я встретилась с группой наших русскоязычных велотуристов. Я шла как бы сверху вниз (спускалась к реке), а они, наоборот, снизу вверх. Поэтому катили велосипеды, а не ехали на них. А перемещались мы как раз в противоположных направлениях: я — в каньон Окаце, они — из каньона. Показали мне впереди на холме вышки (станцию связи). Сказали, что их можно использовать как ориентир — где-то там каньон заканчивается. Вот только спускались ли они от вышек или как-то по-другому прокладывали маршрут, я так и не выяснила. Сама я стремилась в Зета Горди. Там находится визит-центр и через него — официальный вход в начало каньона.

В садах много гранатов, хурмы, инжира, мандаринов, айвы, лимонов, но в сентябре все еще зеленое. Я подняла с земли несколько упавших плодов хурмы — увы, абсолютно несъедобно:

Вышки станции связи вначале маячили впереди, потом дорога по деревне стала разворачиваться влево. Прошла 2,7 км от места высадки из автобуса и оказалась у моста через реку Тскхенистскали:

Это тот же мост, но с другого бока:

Было 11-00. Тут хорошие места для ночевки, приятная водичка в речке, чтобы намочить ноги, и уйма «ничейных» фруктовых деревьев, растущих просто вдоль дороги. Но плоды ведь зеленые… Вот лимончики и инжир:

Удивительно было увидеть на заросшей травой проселочной дороге вот такой автомобильный знак: Хони — прямо, Кведа Горди — направо через речку:

Мне — в Кведа Горди. За Кведа Горди будет Зеда Горди. Кведа, зеда — это по-грузински «нижняя», «верхняя»… Т.е. Нижняя Горди, Верхняя Горди. Вот только мост через речку пешеходный. Как понимать дорожный знак — не знаю. Очень похоже, что машины там если и ездят, то вброд.

Смотрела по карте — да, эта дорога мимо моста действительно ведет в Хони. Но мне нужна совсем другая дорога из Хони. Перехожу через мост. Вышки станции связи от моста еще видны, но они теперь где-то намного правее. За мостом дорога и вовсе больше напоминает тропку… Она довольно круто поднимается вверх. Одолеваю подъем длиной 700-800 м и упираюсь, в забор с калиткой, возведенный прямо поперек дороги. Чтобы домашние животные не бродили, где им вздумается?

За калиткой — другая такая же дорога поперек, но уже получше. Поворачиваю по ней налево. И снова — дома, дома…

Рассматриваю, фотографирую. В каждый хочется зайти, в каждом хочется немного пожить. Это уже не Гелавери, а другая деревня. Гагма-Нога. Да и я теперь уже не в Сванетии, а в другом районе Грузии — в Имеретии.

А вот это один из последних домов Гагма-Ноги — самый запомнившийся:

Потемневшее дерево старой веранды… И оттуда, с веранды, доносились звуки красивой мелодии. Я уселась, привороженная ими, прямо на обочину дороги. Сидела долго…

Когда закончились дома, снова появились неплохие места, где можно было бы разбить палатку. Время приблизилось к полудню, было жарко (а утром в Лантехи — холодно!), тень давали только отдельно стоящие деревья, и я старалась перебегать от одного такого дерева к другому. По правую руку все еще иногда проглядывали знакомые вышки-ориентиры, и я вроде бы даже видела нечто похожее на обрывистые стены каньона, но шла явно в другую сторону — как бы перпендикулярно направлению к вышкам.

Впереди снова появились дома. Вроде бы отдельное селение, но на карте что-то никаких дополнительных названий нет. Прошла и эти дома с бегающими вокруг козочками, хрюшками, индюшками. А потом дорогу преградила река. Ее, кстати, на той карте, что я вверху разместила, тоже почему-то нет, но на других картах она есть.

Возможно, тут довольно страшно, когда бушует вода. Я же увидела с десяток или даже больше мелких и безобидных рукавов, распластавшихся вширь на добрую сотню метров. Сначала пыталась прыгать с камня на камень, чтобы не замочить обувь, а потом разулась и потопала босиком. Вода была теплой, глубина — максимум по щиколотку, речка имеет название — Лукумела. Это приток Тскхенистскали, которую я недавно перешла по мосту между Гелавери и Гагма-Нога. На фото размах речки плохо виден, но разлилась она поперек дороги очень широко (синий пунктир — это мой путь по дороге):

Вскоре за речкой я проворонила развилку дорог, на которой мне надо было бы уйти вправо/вверх в дер. Гамома-Нога. А там — и на асфальт из Хони, чтобы дальше по асфальту идти в Кведа Горди и Зеда Горди. Получается, что мне надо было разворачиваться как бы параллельно реке Лукумела и идти вверх по ее течению, хотя и в некотором отдалении от нее. Вот по такой дороге я шла и пропустила место, где надо было бы взять вправо:

Почему я шла интуитивно прямо? Да потому, что так было легче — передо мной стелилась ровная дорога без малейших подъемов. А все, что вправо — это подъем. Позже поняла, что ошиблась, но возвращаться уже не хотелось.

Мне оставался 1 км до асфальта, я на него вышла, но гораздо ниже дер. Гамома-Ногма. На этом последнем километре слева появилась река — знакомая мне Тскхенистскали. Попетляла чуть вдали после того, как я ее перешла по мосту, и снова тут как тут. Пока я шла вдоль реки, видела перед собой ущелье, в которое она устремляется, и свою дорогу в том же направлении:

Асфальт навстречу выскочил из того же ущелья очень неожиданно:

С того места, где я вышла на асфальт, дорога сразу же начинает круто подниматься ввеох. . До дер. Гамома-Ногма она делает несколько серпантинных петель. А там до Нижней Горди и Верхней Горди — снова подъем… В общем, 10 км я уже за полдня прошла, оставалось еще 8 км, но не очень легких. До вечера я бы из, конечно одолела, а потом — поиск ночлега, отдых. В каньон — утром следующего дня.

Однако не успела я пройти вверх по дороге и 200 м, как далеко позади меня притормозила только что проехавшая на приличной скорости встречная машина. Она остановилась, а потом развернулась, и я уже поняла, что все эти маневры совершаются ради меня… Вот она, Грузия! Как бы нам всем перенять у грузин хоть капельку их доброты, щедрости, радушия?

В машине оказалась семейная пара  - Зураб и Шорена (да, еще одна Шорена!). И мальчик — их сын. Они решили забрать меня к себе в машину. О том, куда я иду, даже и не спрашивали. В тех краях каньон Окаце — туристический объект № 1. В общем, села я в их машину, и все закрутилось/завертелось — сначала машину снова развернули, и мы поехали туда, куда они первоначально ехали. А искали они заправку — в Нижней Горди и выше нее заправиться негде… В итоге заправку мы нашли в Мартвили — это почти рядом с Хони.

Отправились в обратный путь, а по дороге знакомились. Я узнала, что Зураб и Шорена живут в Тбилиси, в Горди — их старый семейный (родовой) дом, куда они часто приезжают. Ну и много всего интересного… Потом я оказалась в этом доме в гостях и была представлена многочисленной и замечательной родне. Потом там на скорую руку жарили мчади (грузинские лепешки из кукурузной муки) и накрывали на стол, потом мы сидели за этим столом, потом фотографировались на память, обменивались телефонами… Словом, список моих новых друзей прирос еще несколькими именами. И я от этого в полном восторге!

А по времени получилось так: в Кведа Горди я попала к 14-00, гостеприимный дом покидала в 16-00. Посовещавшись, мы решили, что я еще успеваю посетить каньон Окаце в этот же день. На машине меня подвезли к визит-центру, дорога заняла не более 10 минут. В моем распоряжении на экскурсию по каньону оставалось четыре часа — до конца светового дня (до 20-00). На том и расстались, но не попрощались. Договорились, что если я не решу проблему с ночлегом, то или приду ночевать к ним (к Зурабу и Шорене), или свяжусь с ними по телефону, и они приедут за мной к визит-центру на машине.

Отдельно — каньон Окаце.

Продолжение: День 12 — Как я добиралась от каньона Окаце на водопады Кинчха + переезд в Батуми

Поддержите сайт, нажмите на кнопки: