Грузия в сентябре 2017, одна с рюкзаком. День 1

Аэропорт Копитнари в Кутаиси, переезд из аэропорта в Зугдиди, автобус Зугдиди-Местия до Бечо и пешком до дер. Мазери

Начало: План, маршрут и прочее. Аэропорт Копитнари.  Правильно в интернете про него написано — маленький, удобный, уютный. И есть диваны, на которых можно лежать. Наш самолет приземлился ночью — в 1-15 по местному времени. Паспортный и таможенный контроль занял не более 30-40 минут. Я выходила одной из последних, поскольку торопиться было некуда. Скорее всего, предстояло коротать время до утра в аэропорту. Так и вышло: основная масса прилетевших пассажиров очень быстро рассосалась. Одних встречали, другие сразу шли к стойке автобусной компании Georgian Bus, которая подает автобусы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси (до города 14 км от аэропорта) под все авиарейсы. Очень удобно… В Местию, куда нужно было мне, у них автобуса не было, хотя в интернете я читала, что при наличии достаточного числа желающих уехать Georgian Bus может организовать транспорт. Но в ту ночь этим направлением, похоже, интересовалась только я. Стойку Georgian Bus по выходу из зоны таможенного контроля не заметить невозможно — она прямо по ходу. Слева от нее выход на улицу, а правее в углу — обмен валют. Курс лари к доллару был 2,39 (оптимальный за пределами аэропорта — 2,47). Тут же рядом кафе, где можно присесть (заказывать что-то не обязательно), а рядом — те самые «лежачие» диванчики. Все они, правда, были заняты, но через 1,5 часа резко опустели, когда объявили регистрацию на рейс «Кутаиси-Берлин». Я переместилась туда поближе к розетке. Два фото из моего «лежбища»:

Розеток достаточно, вай-фай работает отлично. Пообщалась с соседями, почитала интернет, немного подремала. Тут же напротив был туалет (вода в кране на вкус очень хорошая, в Батуми мне водопроводная вода понравилась меньше) и даже медпункт.

Переезд из аэропорта Кутаиси в Зугдиди. В 6 часов утра за стеклянным фасадом здания стало понемногу светлеть, и я отправилась ловить автобус на Зугдиди. Автобусная остановка находится строго напротив выхода — надо пройти через автостоянку к дороге и перейти на ее противоположную сторону, потому как ехать предстоит налево (и в Батуми тоже налево), а направо — это в Кутаиси. Остановка напротив аэропорта и сам аэропорт Копитнари:

Автобус (маршрутка) «Кутаиси-Зугдиди» подъехал около 6-30. Это первый рейс (отправление из Кутаиси в 6-00). Машина остановилась сама, махать рукой не пришлось, надпись на лобовом стекле была написана и по-грузински, и по-английски. Салон оказался заполненным наполовину, мест свободных достаточно. Поехали, и началось мое первое знакомство с Грузией. Из окна автобуса. Что сразу впечатлило — дома, обычные частные дома. Двухэтажные, с просторными открытыми террасами, множеством дверей и окон, широкими лестницами. В такой дом хотелось войти, а еще лучше — немного в нем пожить, что, собственно, позже и произошло. Это и мои последние два дня в Батуми в гостевом доме Ramazi Apartment, и ночевка в дер. Зеда-Горди, где находится каньон Окаце, и гестхауз в Чвелпи, в который я попала, спустившись из Верхней в Нижнюю Сванетию. А еще бросилась в глаза разруха… Увы, ее было много…

Зугдиди. Дорога из Зугдиди в Местию. До Зугдиди от аэропорта — 94 км. Автобус по пути проехал небольшой городок Самтредиа, и к 8 часам мы прибыли на конечный пункт. Почти все пассажиры вышли у рынка, а меня водитель довез туда, где стоят маршрутки на Местию (стоянка называется — «у башни»), и поехал дальше на автостанцию, которая расположена рядом с жд вокзалом. Стоимость проезда от аэропорта до Зугдиди — 6 лари (от Кутаиси — 7 лари). Вот карта города Зугдиди:

Маршрутка Зугдиди-Местия оказалась очень потрепанной и неопрятной изнутри. Отправление — не по расписанию, а когда салон заполнится полностью пассажирами. На ожидание ушло более 1,5 часов. Я коротала это время с иностранцем — он еле-еле разговаривал по-русски, у меня были такие же мизерные знания в английском, вот и обучали друг друга. За это время, наверное, можно было осмотреть местные достопримечательности, прогуляться в парк Додиани (см. карту). Фото из автобуса с видом на ориентир (башню):

На фото видна другая маршрутка (с велосипедом на крыше) — это рейс Кутаиси-Местия. Подъехала, постояла 15 минут и отправилась дальше. Мест свободных в ней не было. Вскоре укомплектовались и мы. Часть пассажиров собрали у жд вокзала, а потом подвезли к нам. Около 10-00 выехали. Стоимость проезда от Зугдиди до Местии (около 140 км) — 20 лари. До Бечо (120 км) я заплатила столько же.

Дорога из Зугдиди в Местию, проложенная в 1934 году,  реконструирована в 2011. И Верхняя Сванетия ожила, и потянулся поток туристов — преимущественно, иностранных. Первые 25 км — это абсолютно ровный асфальт, по бокам которого тянутся сельскохозяйственные плантации. За городком Джвари — мост через реку, и сразу дорога начинает подниматься круто в горы. . Места красивые. На 33-ем километре — поворот влево на смотровую площадку, откуда можно полюбоваться дамбой Ингурской ГЭС. К сожалению, наша рейсовая маршрутка туда не заехала… Преодолев хребет, дорога пошла над Ингурским водохранилищем — 40 извилистых километров до села Хаиши. С тоннелями. Кое-где шли ремонтные работы. В одном таком месте мы сделали остановку и еще одну позже — у придорожного кафе:

В Хаиши сходится несколько ущелий, наша дорога — одна, и проложена она по Ингурскому. Дальше петли серпантина поднимаются выше и выше — р. Ингури остается внизу. Мне ехать еще около 50 км. Набрав высоту, дорога немного распрямляется, один за другим появляются несколько поселков. И вот, наконец, на 120-ом километре автобус останавливается, вильнув немного влево в боковое ущелье и переехав по мосту через р. Долра. Это Бечо, и я выхожу…

До Местии отсюда остается 18 км. После Местии дорога продолжается, но как бы условно. Узкая и труднопроходимая грунтовка в ущельях над обрывами. До Ипрали по ней — 35 км, до Ушгули — 63 км. Туда (правда, не по дороге) будет лежать и мой многодневный маршрут. И в Ушгули, самом высокогорном селе Верхней Сванетии, эта дорога не заканчивается. Она еще немного тянется по высокогорью и спускается в Нижнюю Сванетию, заканчиваясь в Лентехи. И мне туда же — в Нижнюю Сванетию, в Лентехи, но немного другим путем — из Ушгули по тропе. На дорогу в Нижней Сванетии я рассчитываю попасть в дер. Чвелпи или дер. Мами, откуда ехать до Лентехи — там не близко. А пока я приехала в Бечо. Время — 14-00.

Бечо. Мазери. В Верхней Сванетии деревни объединяются в общины и кучкуются так плотно, что не поймешь, где заканчивается одна деревня и начинается следующая. У местных больше принято ориентироваться по названиям общин. Бечо — это название общины, куда входит 11 деревень - Багвданари, Доли, Доласвипи, Ланхври, Мазери, Наштколи, Твебиши, Ушхванари, Чохулди, Чхиданари и Эбуди. Меня интересует Мазери - последняя и, соответственно, самая верхняя деревня вверх по течению Долры. До нее от трассы — 7 км. Выше Мазери — ущелье Шихра, в верховье которого — красивые Мазерские водопады, а над ними — тропа к Ушбинскому леднику. Водопады и ледник (радиальный поход) — моя программа на следующий день.

Долго идти в направлении Мазери не пришлось. Одна  машина остановилась, потом — вторая. Люди пытаются меня подвезти, я благодарю и отказываюсь — времени до вечера еще много, а мне всего-то надо добрести до Мазери и определиться с ночлегом. Ночью не исключается дождь, я фактически без палатки — склоняюсь к мысли присматривать симпатичный и недорогой гестхауз. Когда остановилась третья машина с предложением подвезти, я уже протопала примерно половину пути до Мазери. Объясняться, почему я хочу идти и не хочу ехать, на этот раз не стала и села в машину.

И отвезли меня не в Мазери, а дальше — в ущелье Шихра. Ко второму (верхнему) мосту через р. Долра. Вот две фотографии моего пути к Мазери через дер. Доласвипи и Ушхванари (очень умиляли  вольно бегающие по улице свинки, а вдали в облаках на какие-то мгновения несколько раз приоткрывалась вершина Ушбы — самой высокой горы в этой местности):

Мазери находится на левом берегу р. Долры, если ориентироваться вниз по течению. Чтобы идти на Мазерские водопады и к Ушбинскому леднику из Мазери, надо переходить на ее противоположный берег. Правый. Мостов через Долру в Мазери два:

  1. Первый мост — в самой деревне возле «Гранд отеля Ушба». Громкое название весьма скромной внешне (как внутри — не знаю…), но недешевой гостиницы.
  2. Второй мост - в 3 км выше в ущелье Шихра. Маяком по дороге к нему служит другой гостевой дом — «Пик Мазери». Последний (самый крайний) в Мазери. К этому мосту меня и привезли.

Из построек поблизости была замечена коробка заброшенного двухэтажного здания. Бывший пионерлагерь. Еще выше когда-то существовало длинное (барачного типа) здание бывшей турбазы, но его разрушил сель. Как мне позже рассказали, селевые сходы со склонов горы Пик Мазери — обычное дело. Но их, к счастью, каждый раз разворачивает в сторону от деревни. Не знаю, как тут с питьевой водой (похоже, что родников нет), но встать с палатками на ночлег перед мостом можно. Вот этот мост (ракурс неудачный, не виден ни размер моста, ни мощь реки): Мне вариант ночевки у моста не подходил (вероятность дождя, отсутствие нормальной палатки). Я перешла через мост к этому указателю и пошла вверх по тропе: До водопадов — 6 км, а чуть раньше на 4-ом километре — пограничный пост. Вот возле пограничников я и намеревалась приютиться. В конце концов, не исключался и вариант вернуться в случае неудачи в село до ночи: время — 16-00, а темнело где-то после 20-00. Рисковая, конечно, затея. И если бы я своим ходом шла до дер. Мазери, то, конечно, дальше бы не двинулась. Но раз довезли, то довезли… В 100-150 м от указателя, что на фото, выстроен совсем свеженький крохотный гестхауз в кустах. Я торопилась и решила, что на обратном пути все более внимательно рассмотрю. Знала бы я, что через пару дней назад сюда обратного пути не будет. Пройдут сильные дожди, река Долра размоет берег, снесет тропу и будет гнать свои воды правее моста. Вот прямо тут — где стоит указатель, где растут деревья. 100-метровой ширины поток… Вышеупомянутый гестхауз уцелеет, но вода будет омывать его с двух сторон. Со всем этим я столкнусь послезавтра… Ну а пока — к пограничникам на ночлег. Один из Мазерских водопадов виден издалека. Я заметила его еще на подъезде к мосту из окна автомобиля. Второй, помощнее, открывается взору позже. Третий — рядом со вторым, но прячется за скалой. Еще есть слева четвертый — послабее. И два совсем маленьких — по бокам. Т.е. всего шесть. Все одновременно я увижу на следующий день, когда подойду поближе к водопадам и спущусь по тропам, ведущим вниз. А пока тропа поднимается лесом. Уклон небольшой, и временами попадаются ровные участки. Долра сначала была неподалеку справа, потом оказалась где-то пониже и подальше. Вид на водопады с тропы (видны два):

По дороге навстречу то и дело попадались туристы налегке. Всех их, по-видимому, ждали в Мазери гестхаузы или палатки в кемпингах, а к водопадам и леднику они ходили в однодневный поход-радиалку. С одной такой группой поговорила — у них ночевка в Мазери и на следующий день переход в Местию через пер. Гули. У меня были такие же планы, но на сутки позже. Час-полтора неспешной ходьбы, и я снова спускаюсь к реке. Здесь еще один мост через Долру. Шла по правому берегу, а теперь надо снова вернуться на левый. Сразу за мостом  - расположение пограничников:

У них добротный деревянный домик с печкой, а второй точно такой же построен, но не оборудован внутри (не прорезаны окна, нет деревянного настила на полу, не зашпаклеваны щели). Рядом — две-три армейские палатки, питьевая вода. Есть место под несколько туристических палаток. Меня поселили в этот второй домик:

Я расстелила на земляном полу свою тряпку-палатку без дуг, внутрь вложила спальник, и получилась вполне комфортная постель. Было около шести часов вечера. Пограничники говорили, что до водопадов — 40 минут ходьбы, и можно успеть до темноты сбегать туда/обратно, если я стремлюсь утром вернуться в Мазери. Они тоже знали, что и ночь, и следующий день могут быть дождливыми, а пока погода стояла хорошая. Но мне, видно, очень хотелось на ледник… Допустим, ночью будет дождь, но вдруг погода днем наладится? Да и устала я после перелетов/переездов… В общем, решила я отдыхать и уснула, не дождавшись даже наступления темноты, хотя пограничники приглашали к себе на вечернее чаепитие. А прогноз погоды от синоптиков все же сработал — ночью пошел дождь.. Продолжение: День 2 — Радиальный выход на Мазерские водопады и Ушбинский ледник

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge

Добавьте изображение (JPEG only)