Грузия в сентябре 2017, одна с рюкзаком. День 3

Про то, как Долра смывает тропы

Предыдущий день 2: Радиальный выход на Мазерские водопады и Ушбинский ледник

Можно ли дойти из  Мазери в Местию через перевал Гули за один день без ночевки? Этот вопрос волновал меня чисто теоретически, потому как если это и возможно (а местные при хорошей погоде и налегке так бегают), то мне все равно не по зубам:

• во-первых, со стороны Мазери подъем очень крутой, а набирать надо высоту с 1600 м до 2900 м;
  • во-вторых, не исключено блуждание с потерей времени и сил ближе к самому перевалу, так как однозначной тропы там нет.
Планы на третий день. Поскольку я все еще находилась у пограничников выше Мазери, решение было принято такое — спуститься, пройти деревню Мазери и неторопливо выдвинуться в направлении перевала. По пути должна встретиться разрушенная и давно покинутая людьми дер. Гули. Идти до нее из Мазери — не более двух часов. Чуть дальше — старинная церковь. Она цела, но дверь закрыта на замок. Рядом есть укрытие от дождя (строилось вместе с церковью для того, чтобы поднявшиеся наверх к церкви прихожане могли спрятаться в стенах и под крышей в случае непогоды). Там ночевать, а рано утром идти на перевал. Понадобится ли вторая ночевка или удастся дойти до Местии — смотреть по обстоятельствам.
Получалось, что максимум за полдня я доберусь до развалин дер. Гули, а еще полдня будут просто потеряны. Но и выбора у меня другого не было. Напомню, что путешествовала я фактически без палатки (с тряпкой-однослойкой  без дуг) и соваться на высоту 2900 м в ночь в условиях нестойкой погоды было явно неразумно.
Что произошло фактически… Планы планами, а вот что было на самом деле. Ночью шел дождь. Очень сильный. Продолжительный. С грозой. А утро выдалось тихое и ясное. Проснулась, собралась, попрощалась с пограничниками и ушла вниз в 8-30. Ничего не предвещало неприятностей. Я весело бежала по тропе. И вдруг, когда вот-вот должен был уже показаться мост, тропа внезапно оборвалась в реку. Прямо возле метки… Берег высокий — около метра над уровнем воды:

Я опешила настолько, что не догадалась даже включить навигатор. Первая мысль — может это какое-то ответвление от основной тропы, и тут раньше был брод, а я его не заметила, когда позавчера поднималась наверх к пограничникам? Потратила почти час времени — прошла назад, вернулась обратно… Все приметы указывали на то, что это и есть тропа. И наконец, дошло — Долра ее смыла! Включила навигатор. И он показал, что тропа левее — в воде. А мост с того места, где оборвалась тропа, был виден. И люди на нем… По навигатору до моста — 300 м. А навстречу до сих пор не прошел ни один человек, что только подтверждало мои невеселые догадки.
Ну что… Продиралась сквозь лес напролом эти 300 м. Тропки какие-то условные были, но они постоянно терялись в еловых зарослях и кустах олеандра. Держалась поближе к реке, перешла вброд ручей. Через 50 м за ним вышла, наконец, на большую поляну. Местонахождение по навигатору — как раз напротив моста, но в стороне от него на 100-150 м. Настолько вширь залила свой правый берег Долра. Поток воды мощный, вода течет прямо между деревьев:
Где основное русло и мост — не разглядеть. И двигаться вдоль этого потока дальше тоже не получилось. Поляна закончилась, впереди обрисовался довольно крутой склон, поросший лесом, под который и устремилась вода. По краю не пройти, лезть в воду страшно, карабкаться в густые заросли на гору — тем более… Что делать? На ум пришли только два варианта последующих действий:
  • возвращаться к пограничникам;
  • оставаться на поляне (и ночевать…) в надежде, что уровень воды спадет, и можно будет пробраться к мосту. Этот второй вариант мне нравился больше, но он имел существенный минус — не было питьевой воды. Да и не решил бы он проблему… Но об этом мне стало известно только пару дней спустя, когда я уже оказалась в Местии. В пансионе, где я остановилась, мне рассказали, что Долра действительно размыла тропу и в свое русло до сих пор не вернулась, и что речки Местиачала и Мулахура, которые текут через Местию, тоже натворили немало бед. Все эти новости освещали местные СМИ. Такого сильного дождя в Сванетии давно не помнили.
Сфотографировала сама себя на поляне-ловушке:
Время близилось к обеду, я грелась на солнышке, стараясь ни о чем не думать, и грызла недозревший фундук. Его там было много. И представьте мое изумление, когда примерно в 14-00 на поляне вдруг появилась группа европейской молодежи во главе с грузинским гидом. Приятная такая компания… И мой первый вопрос — вы откуда? Оказалось, что с утра ребята неудачно пытались пройти к Мазерским водопадам через верхний мост. Скорее всего, именно их я видела и слышала на мосту издалека. Потом они вернулись в деревню, перебрались через Долру по нижнему мосту у отеля Гранд Ушба и пошли вверх по противоположной стороне. Лес на горном склоне, который стал для меня препятствием, их не остановил. Они его преодолели и оказались на поляне, где мы и встретились! Теперь им  предстояло пробираться через лес, через который уже пробилась я. А дальше до водопадов — нормальная тропа.
Поговорили и решили, что они все-таки дойдут до водопадов, а на обратном пути заберут меня в Мазери с собой. На том и расстались… Пока их не было, я добросовестно пыталась найти место, откуда они вынырнули со склона на поляну. Но так и не нашла вход в «их» лес. Непролазные дебри… Удивительно, но и «мой» лес  они не осилили. Вернулись ни с чем на поляну через час. По-видимому, слишком удалились от реки.
Все вместе пошли в обратный путь. Ребята вывели меня через лес на склоне. Пришлось довольно высоко забираться, продираться сквозь кусты и т.п. Наверное, не более 500 м прошли, но утомительно. Потом еще пару километров надо было идти до нижнего моста и в саму деревню (по дороге встретился источник с железистой водой). Это нижний мост:
И отель Гранд Ушба рядом с ним:
И вид на урочище Шихра (указатель стоит в том месте, где разделяются дороги — одна ведет к верхнему мосту через Долру в ур. Шихра, а вторая сворачивает к Гранд отелю Ушба и нижнему мосту через Долру):
Есть в Мазери магазин или нет, выяснить не удалось. Меня больше интересовал вопрос, как подзарядить телефон.
У пограничников я заряжала его накануне от работающего генератора, но не 100%. А в Мазери весь день не было электричества ( в Сванетии это частое явление), дали только к вечеру. С зарядкой телефона я провозилась до 18-45 (зашла в первый же дом, где были люди), но так и не дождалась, когда он зарядится полностью. До наступления темноты (до 20-00) оставалось чуть более часа. Понимая, что до дер. Гули идти уже рискованно, все же отправилась дальше. Улица в дер. Мазери:
Выходить на тропу мне не из Мазери, а из соседней деревни Багвданари, но все там и не поймешь, где заканчивается одно селение и начинается другое. Вот указатель из Мазери на Местию через пер. Гули:
По нему выскакиваю в Багвданари, а в 19-00 ( т.е. всего лишь через 15 минут!) я уже у его края. Дальше домов нет и надо решаться, идти до дер. Гули или не стоит. Не решилась… Ночевать ушла в заброшенный дом (самый крайний…) на деревянную террасу под крышу. Сосед впустил. Он сказал, что идти до Гули от того места, где мы стоим, ровно час). Но это ему… И без рюкзака. Я бы за час не дошла. Ночью снова  - дождь, гроза. Третью ночь подряд… А у меня — сухой деревянный пол и сверху не капало. Тут я ночевала:
Моя постель:
Мои новые друзья, благодаря которым я выбралась сегодня в Мазери, завтра тоже должны идти в Местию через пер. Гули. Спят они сейчас в гестхаузе, их вещи с утра будут перевезены машиной в Местию, а группа пойдет пешком через перевал. Их гид уверен, что вечером они обязательно будут в Местии.  Я бы, конечно, присоединилась, но вряд ли выдержу их темп. Завтра посмотрим… Продолжение: День 4 — Из Мазери в Местию через перевал Гули

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

Один комментарий на «Грузия в сентябре 2017, одна с рюкзаком. День 3»