От Алушты до Ай-Йори — 5-7 км (смотря как идти). Лучше всего из села Виноградное:

• во-первых, набор высоты меньший;
  • во-вторых, путь предстоит приятный — по старой Романовской дороге;
  • в-третьих, мимо не промахнетесь — источник бьет прямо из-под откоса этой дороги.

Ай-Йори (Святой Георгий) — глубинный мощный источник. Целебный. Слабоминерализованный. В ее состав входит много микроэлементов: бериллий, ванадий, барий, фтор, цинк, стронций, лантан, марганец и др.

Однажды декабрьским коротким, но солнечным и теплым (+7 градусов) днем я забросила в рюкзак три пластиковых бутылки и выдвинулась погулять, а заодно и вкусной водички испить. Маршрут туда (на карте обозначен синим): Алушта — с. Виноградное — г. Сераус — источник Ай-Йори

1. От автовокзала в Алуште до Виноградного — троллейбус (вторая остановка, декабрь 2014 г. — 5 руб). Ориентир — г. Кастель слева от трассы. Миновав ее, троллейбус сразу же тормозит на остановке.

2. Сразу за остановкой «Виноградное» начинается ступенчатая дорожка. Она ведет в село, плавно загибаясь вправо. По ней вскоре выходим на небольшой «пятачок», с которого разветвляются в разные стороны улицы. Первую слева пропускаем, идем в следующую — это ул. Верхняя (см. таблички с названием на домах).

3. Ул. Верхняя выводит к парадному въезду в село, от которого сохранились столбы бывших ворот, кованая калитка. За воротами — дорога поперек (параллельно трассе, но выше). Это и есть начало старой Романовской дороги.

В сегодняшнем понимании Романовская дорога — это горное шоссе между Ялтой и Алуштой, проложенное по яйлам в закрытом для массового доступа Крымском природном заповеднике. В Алуште оно начинается от поворота с Симферопольского шоссе на с. Изобильное — там как раз и администрация заповедника располагается, и дендрозоопарк со зверюшками и птицами в вольерах. В таком виде шоссе существует с эпохи Хрущева, а настоящая Романовская дорога (та, что была вымощена для Николая II) начиналась от с. Виноградного. Еще раньше здесь шла древняя вьючная тропа от горы Кастель к Козьмо-Демиановскому монастырю.

4. Романовская дорога приведет к источнику Ай-Йори — главное, с нее по пути не сбиться. Выйдя за ворота села Виноградное, поворачиваем по дороге направо. Дорога имеет твердое покрытие. Поравнявшись с г. Кастель, она делает резкий поворот влево и вниз — дальше идти не надо. В этом же месте и тоже слева вверх уходит грунтовка и тут же разветвляется на две. Выбираем левую (хотя есть подозрение, что обе они вскоре сомкнутся):

5. Две-три сотни метров, и слева вдоль дороги появится виноградник, а сама дорога снова разделится: левая станет огибать насаждения, а правая углубится в лес. Нам по правой, т.е. в лес (ориентир — табличка «Алуштинское лесничество, обход №14″):

6.  Следующий ориентир — высоковольтная линия, пересекающая дорогу:

7.  С набором высоты снега становится больше. Развилок по пути попадается много, но интуитивно с нужной дороги сбиться трудно — она более наезженная и ровная (без явных спусков/подъемов). Через 20-30 мин. ходьбы после высоковольтной линии дорогу пересекает просека (газопровод) с видом на Юж. Демерджи(3 км от Виноградного):

8. Далее слева вдоль обочины появится труба (водовод). Потом дорога разветвится. Труба уйдет по левой дороге. Можно пойти туда же, чтобы наверняка, или по правой (там даже старые метки есть). Через 300 м обе дороги снова сойдутся в одну, и труба приведет к источнику воды — роднику «Под буком»:

9. Следующей по маршруту будет г. Сераус (Кастелька). Справа по ходу. До нее от родника «Под буком» — около 1 км (5 км от Виноградного). Тропу на г. Сераус заметить легко. Там еще бело-зеленый столбик стоит. А влево с дороги тут же уходит круто вверх на хр. Урага:

10. Гора Сераус (628 м). В древности (10-13 вв.) здесь располагалось укрепленное поселение с крепостной стеной, храмом. С горы хорошо видны склоны хребта Урага, по которым проложена Романовская дорога, а также Алушта и окрестности:

11. Вернувшись на дорогу, продолжаем движение по ней. Ориентируемся на полосатые бело-зеленые столбики 154, 153. Возле последнего — хорошо сохранившаяся до нашего времени средневековая крепида моста:

12. Сквозь облетевшие кроны деревьев видно, что мы обходим г. Сераус — ее справа от дороги отделяет ущелье. Алушта где-то вдали также видна, но потом дорога сделает левый поворот, по обе стороны от нее потянется сплошной лес. Через десять-пятнадцать ходьбы появится дорога, примыкающая к основной справа, а почти сразу за ней в ту же сторону ответвляется натоптанная тропа — это спуск в Алушту в район автовокзала ( на карте показан зеленым цветом):

Ради любопытства сворачивала на правую тропу. Она вскоре сливается с дорогой ( той, что немного ранее ответвилась от Романовской). По пути есть горка, с которой открываются во всей красе Чатырдаг и Демерджи. За горкой дорога начинает резко уходить вниз, поэтому дальше не пошла:

13. До родника Ай-Йори по Романовской дороге осталось 250-300 метров:

14. На скалу Ай-Йори ведет тропа — 5-10 минут, и там. О былой партизанской славе этих мест молчаливо свидетельствуют несколько обелисков, сама скала — отличная обзорная площадка для созерцания окрестностей:

15. Обратная дорога (показана на карте розовым цветом): 1) по тропам и лесным дорогам, огибающим скалу Ай-Йори справа; 2)от родника Ай-Йори пройти еще немного по Романовской дороге, там тоже будет возможность уйти вниз. Все пути ведут к асфальтированной автодороге между Алуштой и селами Изобильное, Розовое. Я спускалась справа от скалы Ай-Йори, внизу старалась брать правее и в результате вышла к татарской святыни (могиле одного из почитаемых мусульманских праведников) в черте Красного Рая. Ранее это было отдельное село между Алуштой и Изобильным, теперь оно административно входит в состав с. Изообильного, примкнув территориально к нему с алуштинской стороны. Чтобы от могилы попасть на асфальт, надо пересечь русло р. Улу-Узень (вброд или по мостику) и виноградник. Выход из виноградника — через ворота:

Они (ворота) могут служить ориентиром, если захочется повторить путь наоборот и подняться к Ай-Йори с трассы Алушта-Изобильное. Это вторые ворота, есть еще точно такие ближе к городу, так как автодорога и виноградная плантация (а за нею — речка Улу-Узень) тянутся параллельно друг другу до пересечения с Симферопольским шоссе. Полчаса ходьбы по обочине, и путешествие окончено!

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

4 комментарий на «К целебному источнику Ай-Йори, район Алушты — маршрут из Виноградного через Сераус»

1. Подскажите, к водопаду Головкинского можно добраться этой дорогой? Я так понимаю, нужно идти дальше по северо-восточным склонам Бабуган-яйлы.

• Да, судя по карте, идти следует дальше по этой дороге, что ведет из Виноградного мимо Ай-Йори. Но там будут развилки, и надо в них сориентироваться. Потом к водопаду Головкинского — тропа с дороги.