Ликийская тропа: день 11 Акбел — дер. Узюмлю — источник Инпинар

О том, как мы запутались в тропах вокруг Акбела и куда нас занесло на ночевку, см. в предыдущем дне.

Ночью шел дождь. Утром сушили мокрый тент от палатки. Солнца не было, по небу гуляли низкие тучи. Мимо нас местная бабуля гнала на пастбище стадо коз. Спросили у нее, куда идти на Инпинар. Она махнула рукой в ту сторону, откуда мы вчера пришли. Ну что же, будем возвращаться..

Снова про две тропы на Инпинар из Акбела: После бурного вечерне-ночного «разбора полетов» к утру до нас, наконец, дошло, что существует два выхода из Акбела на Инпинар. Основная (верхняя) тропа начинается непосредственно от перекрестка с автобусной остановкой и кладбищем на противоположной стороне. Вот куда-то за кладбище и надо было идти. А нас понесло по асфальтированной дороге, где через какое-то время мы увидели сход на вторую тропу (нижнюю). Обе тропы отмечены указателями, вторая (нижняя) выходит на первую (верхнюю), т.е. тропы сливаются. Кстати, идти нижней тропой и легче, и короче.

Но наша беда была в том, что мы точку слияния (тройную развилку) не заметили. Нас угораздило со второй тропы перескочить на первую, развернуться (это нас смутило, но не остановило) и пойти в обратном направлении, т.е. снова в Акбел… Интересно, что и с утра сегодняшнего дня, возвращаясь обратно, мы снова проскочили эту тройную развилку, хотя уже знали, что она где-то есть, и внимательно высматривали ее.

В итоге выскочили снова на асфальт — туда, откуда начинали вчера. И смех, и грех, как говорится… Ну раз уж выскочили, решили набрать питьевой воды — там несколько жилых домов у дороги. Хозяев не было, но дворы не огорожены, к крану с водой подойти можно.

Третья попытка найти развилку оказалась, наконец, удачной. Дважды пробежав туда/сюда, мы уже примерно поняли, где пропускаем развилку, да и GPS, наконец, включили.

Оказалось все очень просто. От перекрестка (где выход на первую тропу) мы все время спускались по асфальту до выхода на вторую тропу. Дальше асфальт поднимается вверх и там раздваивается (направо — дер. Исламлар, налево — дер. Узюмлю). А Ликийская тропа зацепит край Исламлара, потом пойдет в Узюмлю и дальше. Итак, дорога поднимается, а мы заходим на тропу. Тропа ведет по низу ущелья вглубь. Мы идем не совсем по его дну, а по правому (если по ходу) склону. Довольно низко. На противоположном левом склоне просматриваются жилые дома высоко и дорога (ответвление на Исламлар). А с нашей стороны — лес. Нам надо будет перебираться на другую сторону ущелья а потом — наверх. К домам и на дорогу.

В точке слияния, которую мы все никак не могли  увидеть, наша нижняя (вторая) тропа не меняет направления. А верхняя (первая) спускается к ней справа и сверху. Вот тут мы (дважды!) не могли уйти в правильном направлении на Инпинар и все ходили из Акбела в Акбел… Метки вроде бы везде (по всем трем веткам есть), а сама развилка не помечена.

Теперь, наконец, пошли с развилки правильно. Тропа почти сразу же достигла ручья на дне ущелья, пересекла его. Мы шли сначала вдоль ручья, но уже с другой стороны, а потом стали подниматься вверх, вышли на грунтовку, а по грунтовке — круто вверх до асфальта. Тут указатель — до Инпинара 8 км. И магазин!

Похоже, что это уже Исламлар. Окраина. Покупаем традиционный продуктовый набор — экмек и йогурт. И мороженое.. Потому как потеплело, солнышко появилось и даже стало припекать.

Вилла на тропе: От магазина надо идти по дороге вверх. В центр деревни мы не попадем. Исламлар (Islamlar) — как бы продолжение курортной зоны Калкана, горный «филиал». Здесь рыбные фермы, на которых выращивают форель и тут же подают в местных ресторанах. По обе стороны дороги дома. Есть скромные, но очень много новых вилл , предназначенных для сдачи в аренду.

Пройдя по дороге 300 м, поворачиваем налево по метке и впереди в 100 м видим, что заходим в тупик. Впереди стоит вилла.

Но повороте посидели немного в тени ничейного винограда (ну и подъели его, конечно, немного), потом приблизились к этой вилле. Вот тут меток уже никаких нет, и хорошо, что в интернете мы читали в каком-то отчете про эту виллу. Стоит она прямо на пути и туристы ходят прямо через ее территорию с разрешения хозяев. Нам не повезло — за забор заглянули и даже калитку приоткрыли, однако хозяева себя не обнаружили, а заходить во двор без разрешения мы постеснялись. И что делать? Решили обойти виллу справа. Там толком нет ни тропок, ни дорожек — какие-то заросли, ручей с крабами, неровный рельеф… Вот, кстати, крабик:

Ручей мы перешли, за ручьем взяли влево и неожиданно обнаружили пропавшие метки. Нашлись они точно напротив калитки, но теперь уже за виллой и чуть повыше нее на склоне.

Опять блуждания среди вилл: По тропке с метками поднялись на грунтовую дорогу, по дороге повернули направо и шли между простеньких домов, пока не уперлись в поперечную улицу с виллами-новостройками. Улицу эту (дорогу) недавно гребли бульдозером. Камни на обочинах переворочены, меток никаких нигде не видно. Повернули мы на эту дорогу перед виллами налево. С дороги есть ответвления и на одну, и на другую стороны — по-видимому, подъезды к более отдаленным усадьбам. Чтобы не сбиться с пути в тех новых виллах, важно идти все время в одном уровне — не сбрасывать и не набирать высоту. Ну и ориентир все же есть — небольшие каменные туры. Спасибо редким в этих краях туристам. Мы тоже в туры камушков подложили.

Через 300 м строения закончились, а дорога стала забирать вправо/вверх. Туда не надо. Надо придерживаться все того же направления — строго вперед без каких-либо резких поворотов и  на одной и той же высоте. Идем по камням, но вскоре между камней стала обозначаться утоптанная дорожка на красной глине. А потом появились вдоль нее и метки.

С левой стороны открылся вдалеке вид на длинный патарский пляж. Стало ясно, что мы его обходим верхом. Меток дальше попадалось мало, но сбиться с тропы там трудно.

Деревня Узюмлю:  Через 1 км вышли на грунтовку к одинокой вилле, повернули налево, прошли еще 150 м и оказались на дороге с твердым покрытием. Повернули по ней налево и шли 1,5 км до центра дер. Узюмлю. В деревне была вода возле мечети, магазин и указатель: Акбел — 6 км, Инпинар — 5 км.

Отдохнули на скамейке в тени. Потом прошли деревню по меткам. Все вперемешку — старые домики, развернутые дворами со всем бесхитростным бытом прямо на улицу, а рядом — шикарные новые виллы с бассейнами. Много гранатовых деревьев, винограда, шелковичных посадок. В конце деревни вышли на грунтовку, а с нее ушли вправо на тропу. Камни, колючие кусты, снова вид на бесконечный патарский пляж и теплицы, которым тоже нет конца и края:

Как мы искали источник Илпинар: Последний километр шли по красивому сосновому лесу. Встретили местного охотника с ружьем и оптическим прицелом. Дело шло к вечеру, мы торопились к источнику и на ночевку, а этот мужик с ружьем явно домой не стремился. Не поинтересовались у него, на кого он там собирается охотиться, зато спросили, сколько осталось до источника. Он сказал, что за полчаса дойдем. Фото с охотником на память:

Мы расслабились (полчаса ведь осталось), а зря. На это раз подвела карта ОSM. Вышли из леса на грунтовую дорогу. Если верить карте и обозначенному на ней маршруту, то по дороге надо сместиться влево на 100 м, а затем переходить ущелье. Лучше бы мы на метки посмотрели. Они, как выяснилось позже, есть и ведут с тропы по дороге не налево, а направо.

Теперь про ущелье… Оно сразу за дорогой. И тянется параллельно дороге. Довольно крутое и глубокое, а с противоположной его стороны и вовсе высится отвесная стена. Отмеряли мы 100 м влево по дороге и попытались спуститься в ущелье. Тропа вниз там вроде бы есть, только надо поискать ее начало (ну или GPS в помощь). Спуск вначале более-менее проходимый, но потом ничего хорошего… Глинистый обрывистый склон, полуповаленные деревья, торчащие из земли корни, промоины от дождевых потоков.. В принципе, можно там спуститься на дно, а потом куда? Еще ведь и на противоположной стороне наверх выкарабкаться надо, а там и вовсе неприступная гора. Левее она вроде бы понижается и сходит на нет, и нам выходить левее, но туда ведь надо как-то добраться…

В общем, выбрались мы назад на грунтовку. А тут еще стремительно стало смеркаться… И палатку особо некуда ставить. И воды питьевой у нас нет. Мы ведь к источнику шли…

Выручили нас неожиданно местные деревенские жителии, ехавшие по дороге откуда-то с верховья ущелья на видавшей виды машине. Остановились. Стали выяснять, где этот источник Инпинар находится, а они показывают жестами, что надо идти по дороге в те сторону, откуда они едут. Ну и поскольку мы очень удивлялись и упирались (у нас же карта, а на карте маршрут дорогу пересекает и в ущелье уходит!), они, не долго думая, запихнули нас в свою машину, развернулись и отвезли прямо к источнику. Там оказалось совсем недалеко — каких-то 300-350 м. Пока ехали, успели увидеть несколько промелькнувших бело-красных меток. Так что направо с тропы по дороге идти надо, направо!

Инпинар — мощный источник. Когда-то он полностью обеспечивал водой жителей ликийского города Ксантос. Или Ксанф… Это второе название Ксантоса…

Воды хватало и на орошение полей, и на городские каналы с фонтанами. Инпинар в переводе означает «пещерный источник». Снаружи он выглядит как проем в скале. Заходишь в него и попадаешь узкую в каменную галерею. В полу выдолблен канал, по нему откуда-то из пещерных недр вытекает вода. Если разуться и, пригибаясь и задевая туловищем стены и потолок, продвинуться вперед метров на 10-15, можно добраться непосредственно до самого источника.

Под палатку места хорошего рядом с источником нет. Во всяком случае, в надвигающейся темноте мы уже не успевали осмотреть всю округу. Хорошо, что напротив и чуть наискось была широкая и ровная площадка прямо на обочине, а вдоль дороги валялось достаточно хвороста для нашего небольшого костерка. Место живописное, но это ущелье… Сильно тянет сквозняком, утром зябко, солнца тут рано не бывает. Неуютно, одним словом.

На карте левее тропы из Узюмлю (Акбела) показан переход через ущелье, которым мы не смогли пройти. Правее — «правильный» переход, помеченный бело-красными маркерами. На следующий день с утра мы его нашли.

Продолжение: день 12 — От Инпинара по акведуку. Чайкёй. Чавдыр

Поддержите сайт, нажмите на кнопки: