Ликийская тропа: дни 1, 2 — Каш. Тропа через дер. Чукурбаг к древнему Феллосу

Хоть бы в днях не запутаться… Вот тут — начало. Итак, в Каш мы прибыли к вечеру пятого дня нашего путешествия по Турции. А следующий шестой день стал первым днем похода по Ликийской тропе. В 2016 году мы уже шли из Каша, но в восточном направлении — через Учагиз (Симену) к Демре и дальше. Теперь нам предстояло идти на запад — сначала через горы к Калкану, потом в Патару и так до самого Олюдениза и Фетие. Там, кстати, отправная точка Ликийской тропы, а в районе Анталии — финиш. Но какая разница, как идти… Мы идем наоборот.

Наш автобус прибыл на отогар Каша в 18-00. Приехали мы из Фетие. Автобусы оттуда ходят не очень часто. Мы в Фетие на отогаре ждали ближайший рейс на Каш 1,5 часа. С 14-00, и в 15-30 выехали. В пути — 2,5 часа. Стоимость билета — 20 ТL. В Каше мы торопились до 19-00 встать на ночевку, поскольку в октябре в это время уже темнело. Но сначала  - в маркет за едой. Возле отогара в Каше кучкуются магазины — KIPA, MIGROS, ВIМ и др. Нам надо было купить хлеба и йогурта.

О ценах на эти продукты питания… Экмек (самый «народный» хлеб в Турции) наиболее дешевый мы видели в Фетие — 0,75 ТL, а йогурт (0,5 л) — за 1,75 ТL в Каше. А так повсеместно экмек стоил 1 ТL, йогурт — от 2,25 до 2,75  ТL и выше.

Палатку в Каше в городской черте не так просто приткнуть, но с правой стороны бухту, в которой Каш находится, огибает длинный и узкий полуостров. Его оконечность застроена виллами, но нам туда и не надо, а вот до перешейка (это 1,5 км от центра городка) мы хотели пройтись и найти укромное местечко если не раньше, то на самом перешейке.

На карте видно, что от отогара к дороге на полуостров можно выйти разными путями, мы пошли самым проверенным — вниз по бульвару Ататюрка к морю, а потом — направо по Hastane Caddesi (зеленая линия). На Hastane Caddesi сначала идут по обе стороны гостевые дома, кафе и ресторанчики. Улица как бы немного поднимается на холм , потом опускается. Застройка заканчивается, и справа от дороги — античный амфитеатр (а на самой улице чуть раньше — указатель на него).

Каш имеет многовековую историю, но других античных построек тут, кроме амфитеатра, почти и не сохранилось. Вон из заголовка понятно, что где-то высоко над Кашем в горах есть развалины древнего города Феллоса, и по Ликийской тропе мы пойдем туда. А на месте Каша ранее был Антифеллос — «лежащий напротив Феллоса» (в буквальном переводе). Тогда это была гавань Феллоса.

По ступеням амфитеатра мы немного погуляли с утра на следующий день. 26 круто поднимающихся вверх рядов, сверху открывается красивая панорама.

Театр был построен в 1 в. до н. э.  Его особенность в том, что он развернут лицом к морю. И там, в море, с амфитеатра хорошо просматривается греческий остров Кастеллоризон, до него от турецкого Каша всего лишь 7 км. От театра можно подняться повыше к гробнице-мавзолею (4 в. до н.э.), вытесанной из цельного камня высотой в 3,5 м. Мы к гробнице не поднимались — вечером некогда было, а утром хотелось побыстрее на пляж, чтобы побольше покупаться и позагорать перед тем, как выходить на маршрут.

От центра Каша до амфитеатра — 400 м и 5 минут ходьбы. Потом еще 200 м — и слева будет вход на территорию Kas Camping. У входа  - большой деревянный корабль. Хороший ориентир. Виден издалека. И там же рядом прямо на дороге есть источник воды.

Мы на заметку Kas Camping взяли, и если бы не нашли себе «дикую» бесплатную стоянку, то пришли бы ночевать в этот кемпинг. На фото видно, что хоть застройки вдоль обочины уже и нет, сворачивать с дороги некуда. Каменистый возвышающийся над дорогой склон, заросший жесткой и непроходимой растительностью слева. А вот справа за кемпингом через 200 м будет поинтереснее… Там справа к нашей дороге, по которой идем, примыкает другая дорога — Süleyman Yücesan Caddesi. За перекрестком левая сторона дороги не меняется, а справа появляется бухта. Однако схода к воде нет — те же кусты, камни и тоже склон, но ниспадающий (дорога выше берега бухты). Одну тропинку мы все же нашли — за вторым фонарным столбом, если считать столбы от перекрестка. Видно было, что тропинкой пользуются.

Спускаться сразу не стали, прошли еще по дороге около 200 м, но больше никаких троп не было. До перешейка оставалось еще 500 м, смеркалось быстро, и мы вернулись к найденной тропке. Спустились примерно наполовину ( к воде еще надо ниже) и вот так встали с палаткой:

С дороги нашу палатку не видно было. А тропкой, по-видимому, пользуются рыбаки. В бухте стоят рыболовецкие лодки. И яхты. Какое-то время были слышны разговоры с воды а потом все стихло, и спали мы спокойно. Костер не разжигали. Утром сложились до 8 утра.

А вот на пляж мы могли бы утром пойти на перешеек. Там вроде бы неплохой вход в воду, и это недалеко от места нашей ночевки. А потом бы мы снова прошли вчерашним путем до отогара, там бы прикупили в маркетах что-нибудь из еды (горный переход по деревням предстоял дней на пять..) и мимо мечети, что выше отогара, вышли бы по улице Likya Caddesi к другой улице — Şh.Kazım Temel Caddesi (см. красную линию на карте), которая серпантином поднимается на автотрассу Фетие — Каш — Анталия как раз в то место, где за трассой начинается наша тропа к дер. Чукурбаг. (И  длинный полуостров в Каше, в основании которого мы с палаткой ночь простояли, называется точно также — Чукурбаг…)

Мы же почему-то с вечера стремились на перешеек ночевать, а с утра про него уже и не вспоминали. И понесло нас в противоположную сторону — на пляж Buyuk Cakil Beach. Это в 2 км от центра города на восток. Мимо этого пляжа мы проследовали год тому назад в направлении на Учагиз и Демре. Пляж видели издалека, он нам понравился, но тогда мы на него не заходили. А в самом Каше пляжей и нет… Есть платформы с лежаками, зонтиками и лестницами-спусками в воду. Принадлежат такие платформы отелям и ресторанчикам. Вход бесплатный, лежак/зонтик — тоже, но предполагается, что вы что-нибудь купите — чашку кофе или стакан сока, например. Вот такое побережье в Каше в черте города:

Один совсем крошечный пляжик в черте города, правда, есть — Kucuk Cakil Beach. На карте я его отметила. Мы заглянули, но что-то он нас не впечатлил… Еще и рано было, солнце туда не доставало, даже сфотографировать не попытались. И еще один объект, достойный внимания, мы проигнорировали — улицу  Узун Чаршы. Она как раз напротив этого крохотного пляжика начинается. Одна из хорошо сохранившихся старых улочек Каша. С присущей ему старой архитектурой. В конце улицы - древний ликийский саркофаг с головами львов по бокам и надписью внизу на ликийском языке…

Мы могли хотя бы пойти на выход из Каша по улице Узун Чаршы — с Узан Чарши зайти на Likya Caddesi ( только с противоположного края, а не от мечети, что возле отогара), а потом подняться вверх до Şh.Kazım Temel Caddesiс  и дальше так, как я уже описала выше ( см. еще одну красную линию на карте). Заодно и по Узан Чарши прогулялись, и мимо ликийского саркофага прошли.

А вот тот пляж, куда мы так стремились:

Тут такой же принцип — покупаешь что-нибудь в кафешке и занимаешь лежак, берешь зонтик, ходишь в туалет, душ и переодевалку… Но то ли уже в октябре не сезон (а людей действительно на пляже было мало), то ли турки никого насильно покупать что-нибудь у них не принуждают, но с лежаков нас никто не прогонял, и в переодевалку я тоже ходила… Пляж хороший — вода чистая, дно галечное, но ровное.

Купались/загорали до 12-30. Солнце не пекло. Просто было тепло. С трудом заставили себя собраться , подняться и выдвигаться на Ликийскую тропу. А пошли мы так, как обозначено на карте синей линией. Т.е. не возвратились назад в город, а свернули в первую же правую улицу. По ней мы сначала довольно круто поднимались серпантином, потом улица развернулась влево, и мы дошли до пересечения с другой улицей. По той другой улице снова выбрали левое направление и так дошли до автотрассы Фетие — Каш — Анталия. Вода по дороге была в двух местах.

Но зря мы так пошли… Потому что рельеф здесь выше, и мы набрали лишнюю высоту. Потом сбрасывали лишние метры. В общем, излишне потрудились…Но виды красивые сверху, и там, наверху, есть сквер со скамейками (вдоль автотрассы), где мы немного посидели. Вода в этом сквере тоже есть. Минус — по пути не было магазинов, но нам не очень в них и хотелось…

Теперь про тропу. Мало того, что мы выбрали не самый оптимальный выход из Каша к тропе на Чукурбаг, так на самой тропе произошло и вовсе непредвиденное…

Перешли мы через трассу. На противоположной стороне влево/вверх отходит второстепенная дорога. Выше она Т-образно разветвляется: направо — в деревню Чукарбаг, куда нам надо, а налево — в другую деревню Гекчерен, куда мы тоже придем. Только идти будем в Гекчерен из Чукурбага горными тропами через развалины ликийского города Феллос. А сама дорога нам не нужна, с нее сразу же в 30 м от начала отходит тропа на Чукарбаг. И указатель там стоит — до Чукурбага 5 км:

Вот мы зашли на тропу:

Наверное, смешно, только с тропой ничего не получилось. Мы на ней сначала как бы развернулись назад вдоль дороги, но тут же рванули «в лоб» наверх и уперлись в скальную полку высотой почти в человеческий рост. Влезть на нее можно было, но за ней — еще одна такая же, а что там дальше — и вовсе не видно… И слева/справа никакого обхода нет… И меток тоже нет… Вот такой облом.

В недоумении выбрались с тропы обратно на дорогу, постояли-повздыхали и пошли в обход. По дороге. А по дороге до Чукурбага вдвое дальше — 10 км. Шли-шли и думали, как это мы с тропой не справились, и вот до чего додумались… Бес нас попутал с этими полками. Там вода, скорее всего, сверху каскадами падает, когда дожди идут. А тропа, поскольку она ушла с дороги с некоторым разворотом назад, скорее всего, подрезает это «русло» и идет не вверх, куда мы ломанулись, а еще какое-то время горизонтально. GPS-навигацию включить мы тоже не догадались, а надо было бы. Или хотя бы OSM-карту посмотреть. А на карте ведь видно, что тропа действительно сначала (100-150 м?) идет над трассой вправо, а потом только поворачивает в горы и начинает набирать высоту.

Не могу сказать, что там, на местности, мы совсем не проверили это направление — горизонтальное. Но хорошо не поискали… И поторопились как-то сразу по дороге уйти. Потом хотелось вернуться и разобраться с тропой, но мы уже вроде бы как далековато удалились. Виды на Каш с дороги:

А вскоре и вовсе нас на этой дороге подобрала машина. В ней ехал молодой турок с ребенком, объяснялись мы с ним с трудом, и я очень подозреваю, что ему самому и не нужно было в Чукурбаг, куда он нас повез. Ну а нам, конечно, повезло. Дорога бы нас измотала. Там не столько крутой подъем, сколько нудный и непрерывный. 5 км до развилки. Потом направо — Чукурбаг, налево — Гекчерен. Вот на этой развилке турок спросил, куда нам, мы и сказали, что в Чукурбаг, и махнули рукой направо, он туда и свернул, хотя ему самому, наверное, надо было налево.

От развилки еще 5 км дороги до Чукурбага. Правда, более ровной. Ехали быстро, но промелькнувший ликийский указатель с желтыми стрелками заметили. Я даже прочитать успела: Феллос — 3 км. Турок гнал машину быстрее, чем наши мозги что-то соображали. Приехали мы уже в Чукурбаг или не приехали — не понятно. Скорость высокая, но нас стали сопровождать бело-красные метки на столбах, и мы их успевали видеть. Ликийская тропа шла параллельно дороге. А потом вдруг метки резко исчезли, и мы срочно начали тормозить машину — ПЛИЗ, СТОП ХИЭ! Приехали, одним словом…. Турок высадил нас из машины, мы ему сказали ТЕШЕКЮР ЭДЕРИМ, и он, неожиданно для нас, развернулся и умчал в обратную сторону. Мы остолбенели от такого маневра — это он специально ради нас до Чукурбага доехал?

Турок уехал, и мы вслед за ним обратно, но пешком… Почти с километр возвращались до меток. В общем, получается следующее… Там, где на дорогу, по которой мы ехали, выходит тропа с Каша ( по которой нам не удалось пройти), стоит ликийский указатель со стрелкой «Феллос — 3 км». Это начался Чукурбаг… От указателя примерно 500 м дороги промаркировано бело-красными полосками на столбах. Да и сама дорога — улица в деревне… По обе стороны — дома. Мечеть. А теряются метки на столбах внезапно.

Столбы стоят на правой обочине по ходу движения, и как только метки на них исчезают, надо смотреть на левую сторону — там две метки на камне, а еще одна — повыше. Справа у дороги автобусная остановка. Можно подъехать до Чукурбага из Каша автобусом и выйти на этой остановке. Напротив остановки рядышком стоят две недавно отстроенные усадьбы — двое одинаковых ворот и дома впритык друг к другу, а выше — еще один дом. Тропа уходит по узкому проходу между нижними домами и верхним домом вперед и вверх. Вот так (верхний дом в фото не влез, видна только опорная стена этого участка):

А это обратный вид с тропы:

Проход между домами примерно 100 м длиной.Он выводит на следующую улицу. Тут вода. По этой следующей улице идем влево и вверх. Направление — как бы перпендикулярно той улице с автобусной остановкой, что осталась внизу.

И вот на этой второй улице деревня Чукурбаг как-то плавно перетекает в деревню Пинарбаши. 700 м, и подходим к мечети. Это уже мечеть деревни Пинарбаши. Вода есть, но течет слабо. И это последняя вода. Следующая в горах будет нескоро.

Улица тянется дальше, а нам поворачивать за мечеть. Указатель: Фелосс — 2 км.

Дальше начинается каменистая тропа с колючими кустами по обе стороны. Сойти с тропы некуда. Так и шли, пока не уперлись в забор из металлической сетки. Обходили забор очень долго справа. Метки есть, сбиться с тропы невозможно, хотя рядом множество козьих троп. Пришли к воротам в заборе и решили зайти на огороженную территорию на ночевку. Других мест ставить палатку не было. Хотелось дойти до Фелосса, но побоялись, что не успеем (подъем все же утомлял), а с установкой палатки там везде сложно: наклон, кусты, заросли, камни.

Вот так ночевали( на фото — утро следующего дня):

Огороженная забором территория готовится, по-видимому, под маслиновую рощу. Но и там мы с трудом отыскали площадку поровнее и долго очищали ее от камней. Воды у нас собой было ровно 2 литра. Очень мало. 0,5 л выделили на приготовление ужина. Остальная — на питье. А что завтра будет с водой — неизвестно…

Продолжение: дни 3, 4 — Феллос. Тропа от Феллоса до дер. Гекчерен

Поддержите сайт, нажмите на кнопки: