Ликийская тропа: день 10 — Патара. Переезд в Акбел

Предыдущие два дня здесь.

Погода начала портиться с вечера предыдущего дня. И утро никакой надежды на хорошую погоду не дало — сильный ветер, прохладно, пасмурно, низкие тучи. Свернули палатку, собрали вещи и выдвинулись по дороге в Гелемыш. Чуть дальше от того места, где мы ночевали, слева у дороги подобие обзорной площадки. С нее все как на ладони — весь поселок Гелемыш, море и пески, болотистая речка, развалины Патары и дорога к ним. Отсюда вроде бы как есть и тропа в сторону дороги и развалин. Если по ней спуститься, то это будет короткий путь к развалинам Патары, минуя Гелемыш. Вот только круто там очень, а сама тропка малохоженная. Метки Ликийской тропы на тропу не сворачивают, а ведут дальше по дороге вдоль жилых домиков.

Дошли до школы, забор которой был густо обвит виноградом с переспевшими гроздями. Детей, бегающих по школьному двору, виноград совершенно не интересовал, ну а мы возле школы задержались немного. Сразу после школы слева — лестница вниз. Можно спуститься по ней (так короче), но мы дошли по дороге до конца. Внизу повернули круто налево и через 300 м оказались в центре..

Гелемыш — крошечный поселок. Здесь сплошные пансионы, есть кафешки, сувенирные лавочки, несколько небольших продуктовых магазина. Нижняя дорога, на которой мы оказались — это та самая, что ведет к Патарским развалинам. За поселком (в 1 км от центра) поперек дороги будет КПП со шлагбаумом и касса. Вход на территорию археологического памятника (и на пляж, до которого от патарских развалин еще 500 м) платный. С рюкзаками через КПП не пройти. Во всяком случае, мы встречали пару туристов, которые нам об этом поведали. Их не пустили. В итоге они вынуждены были вернуться до ближайшего пансиона, снять там комнату и оставить свои вещи.

Мы тоже изначально запланировали поселение в кемпинг или пансион на сутки в Гелемыше, чтобы и развалины Патары осмотреть, и пляж. Но испортившаяся погода все планы ломала напрочь. И вообще для начала нам срочно нужно было раздобыть питьевой воды. В центре поселка свернули вправо на Т-образном перекрестке (он там один) с целью дойти до мечети и там найти кран. Но через 250 м справа от себя увидели кемпинг «Медуза». Его мы по интернету еще дома приметили для ночевки. Напротив «Медузы» на противоположной стороне дороги — небольшой парк. А чтобы попасть к мечети, кемпинг надо обогнуть (там есть еще одна улочка), вот только рядом с мечетью воды не оказалось… Пришлось идти в «Медузу». Кемпинг был абсолютно безлюдный, но несколько палаток стояло. Воды нам дали, однако вода в Гелемыше, по-видимому, не очень хорошая, потому как на кране стоял фильтр. Это «Медуза»:

Дальше мы решили идти на пляж (и, если получится, на развалины Патары) в обход кассы. Идти надо по улице так, чтобы «Медуза» была справа, а парк — слева. Улица пойдет на подъем и развернется влево. Будет правое ответвление, его игнорируем. Как только после двух больших отелей дорога выведет на холм и развернется на этот раз направо, надо будет сойти с этой дороги на грунтовку слева в направлении моря. Наша цель — обойти болотистую местность. Через 100-150 м грунтовка поворачивает налево. Можно идти и по ней, но прямо есть тропа-сократ. Тропа маркированная (встречается кое-где старая синяя маркировка).

Тропа снова выведет на ту же самую дорогу, и потом по ней идем до западных «задворок» Патары. Здесь руины зернохранилища:

И руины большой храмовой гробницы с колоннами рядом с зернохранилищем:

Идем дальше. До эвкалиптовой рощи. И тут развилка. Вправо уходят тропы в пески к морю, а дорога поворачивает на территорию Патары. Мы начали с моря… Идти там не трудно. Расстояние до береговой кромки — 500-600 м. Вот только к морю мы вышли на ветру, сбивающем с ног. Еще и дождь моросящий пошел. Ветер нес песок, песок лип к мокрому телу и одежде. Кошмар… Патарский пляж нас не принял:

Ушли мы с пляжа тем же путем, как и пришли. Потом пошли осматривать ликийский город Патару — родину великого христианского святого Николая Чудотворца (дождь почти не прекращался…). Патара была основана в V в. до н.э, когда-то это был большой порт и судоверфи, а сейчас тут активно ведутся археологические раскопки и реконструкционные работы, но большая часть Патары все еще скрывается под землей. Официальный вход на территорию — через трехстворчатую триумфальную арку (там, где кассы). Мы ее видели издалека, поскольку зашли с другой стороны.

Это агора — рыночная городская площадь, место народных собраний:

Главная улица Патары, в конце которой – развалины театра:

Развалины театра:

А это восстановленный булевтерий (здание городского совета):

Бани:

Чтобы был толк от осмотра всех этих и других объектов, надо заранее готовиться (изучать историческую информацию и пр.) И времени нужно много. Мы же продержались под дождем около часа и решили возвращаться в Гелемыш. Вот еще один кемпинг в поселке неподалеку от «Медузы». Называется «Camel»:

Напротив этого кемпинга был пустой крытый торговый павильон. Дверь в него была открыта, и мы, гонимые нудным дождем, нырнули туда на целых 1,5 часа. Обсушились там, передохнули и приняли решение покинуть Гелемыш и Патару, так негостеприимно встретивших нас. Следующий пункт — Акбел. Выходить тропой туда надо снова через Деликкемер. Раз мы по акведуку зашли, то теперь надо для разнообразия идти в обход через мыс. Вот только топать по мокрой, скользкой и грязной тропе очень не хотелось, и мы решили до Акбела доехать на автобусе.

В Калкане мы видели расписание местных автобусов на Каш (через пляж Капуташ) и на пляж Патара. Рейсов указано много, вот только что-то автобусов мы особо не видели, когда пешком ходили на Капуташ, а теперь в Гелемыше нам тоже посоветовали не ждать автобус, а идти на трассу Фетие — Калкан — Каш. Мы пошли (там около 3-х км). Дождь к этому времени оставил нас в покое, но на небе было по-прежнему мрачно. В итоге нас по пути подобрал какой-то долмуш, довез до трассы, там передал нас «из рук в руки» водителю другого долмуша, который и доставил нас в Акбел. Ехали через Ешилькёй. Проезд — 22 TL за двоих. Всего от Гелемыша до Акбела 11-12 км и набор высоты практически с нуля до 250 м над у.м. на последних 5-и км.

В Акбеле нас высадили вот на этом перекрестке (автобус поехал в Калкан):

Отсюда теперь нам нужно было выходить в направлении Илпинара. На перекрестке мы купили в овощной палатке зачем-то дыню за 4 TL . Есть ее по такой погоде не хотелось, пришлось тащить с собой. Прямо на этом перекрестке (он Т-образный) на «глухой» стороне под длинной оградой кладбища стоит Ликийский указатель.

На дорожных знаках рядом написано, что до Узюмлю 6 км, до Чавдыра — 17 км. Это по дороге. Мы тоже до этих населенных пунктов дойдем, но по тропам. Тут же (левее, если лицом к указателю) — вода:

В Акбеле мы снова надели дождевики (противный дождь заморосил в который уже раз…). И сразу же совершили ошибку. В 50-60 м от перекрестка надо сразу же сворачивать с дороги направо. Возможно, за вот этими кранами с водой. Возможно, в обход кладбища… Вроде бы там была боковая улочка. И метки, наверное, были. Только мы их не заметили и устремились прямо по дороге.

И приключения начались… По дороге мы прошли около 1 км, сбросили 70 м высоты (с 250 до 180 над у.м.) и увидели еще один Ликийский указатель на Инпинар:

На этот момент мы еще не знали о том, что пропустили в Акбеле выход на тропу. Первый. А это уже был второй. И его кстати, на картах ОSM нет! Свернули по этому указателю, сначала была обычная тропа , потом вот такой каменный склон:

Потом снова обычная тропа. По ходу впереди обрисовывалось ущелье. Дно ущелья с ручьем было слева, на противоположной стороне наверху — дома. Появился правый отрог этого ущелья. Перешли его дно, и тропа стала постепенно закручиваться в обход этого отрога как бы назад, да еще и с набором высоты.

Мы далеко не сразу поняли, что идем не туда. Идем обратно — в сторону Акбела. Затормозили, когда прошли ненужных 2 км, поднялись со 180 до 350 м над у. м. Были скальные участки в верхней точке, потом немного сбросили высоту. По дороге выручили из беды крупную такую черепаху. Старая, наверное. Она завалилась в канаву, отчаянно скребла лапами грязный склон, но никак не могла перевернуться в нормальное положение.

Навигатор не включали. Доверились меткам, шли от автомобильной дороги все время по меткам — ну и вот такое фиаско потерпели.. Заблудились. А тут и вечер наступил… Палатку поставили на мокрую землю. Нашли местечко посуше под оливкой. На ужин ели вот эту дыню (не понравилась, водянистая и не сладкая):

Ночью беспрерывно шел дождь. Было сыро, влажно, но не холодно. А вот объяснение наших блуканий:

Получается, что есть два выхода на тропу на Инпинар. Первый  - прямо в 50 м от перекрестка в Акбеле. Второй — в 1 км дальше по дороге. Если идти вторым вариантом (его нет на картах, но он тоже промаркирован), то до соединения этих двух троп — 500 м. Точка слияния никак не обозначена. Мы ее не заметили и ушли по ошибке на круг, а на следующий день возвращались обратно и искали.

Продолжение: День 11 Акбел — дер. Узюмлю — источник Инпинар

Поддержите сайт, нажмите на кнопки: