Украина, Одесская область, Измаил. Ознакомительный экскурсионный маршрут

Украина, Одесская область, Измаил. Ознакомительный экскурсионный маршрут

Не уверена, что когда-нибудь мы бы целенаправленно поехали в Измаил, но начитавшись отзывов о соседнем Вилково, украинской Венеции, наконец-то собрались в ту сторону. Вряд ли все из вас кинутся повторять наш маршрут, поскольку мы путешествовали электричкой/пешком/автобусом с рюкзаками и палаткой от Одессы до Вилково и Измаила вот по такому маршруту: Одесса — Каролино-Бугаз — Затока — Сергеевка - Курортное — Лебедевка — Рассейка (Катранка) — Приморское — Вилково — Измаил. Но если кому интересно, то читайте Одесса: пешком по городу от ЖД вокзала и остальное. Составляя план, долго колебались — то ли из Вилково выехать автобусом в направлении Одессы, то ли отправиться в Измаил на ночной поезд «Измаил-Одесса», а заодно и город посмотреть. Любознательность взяла верх: решено — Измаил!

Чуть-чуть истории

Итак, Украина, Одесская область, Измаил — город-крепость, которую брал штурмом полководец А.В. Суворов в 1790 году. Это то, что известно из учебников. Но историей надо проникнуться чуть больше, чтобы попытаться прочувствовать связь современности и прошлого. Очень-очень кратко:

Изначально на берегу Дуная там, где стоит теперь Измаил, было поселение греков (Антифтла), потом — римлян (Сморнис), а в ІХ-Х ст. — славянский город Смил. В XІІІ столетии он был разрушен Золотой Ордой, а через сто лет восстановлен как Синил уже в составе Галицко-Волынского государства. В 1538 году явились турки и осели на целых 274 года: построили крепость, переименовали Синил в Ишмасль («услышь, аллах»), измывались над коренным населением. Буждак («угол», так турки назвали Южную Бессарабию между Дунаем и Днестром) бунтовал. Запорожские казаки пришли на помощь, и  после нескольких их попыток освободить Ишмасль (1594-95 гг.) турки крепость укрепили, пригласив для этого военных специалистов из Европы — к Старой добавили Новую крепость, вокруг возвели мощную каменную 10-метровую стену. Появились рвы с водой и земляные валы в 6-8 метров глубиной и высотой, капониры, подземные ходы, сотни орудий, совершенная схема обстрела и 30000 воинов-янычар.

Далее начался 100-летний период русско-турецких войн. Россия четырежды брала Измаил:

  • 1770 г. — под командованием Н. Репнина, но в 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору крепость пришлось возвратить Турции;
  • 1790 г. — Суворов берёт штурмом считавшуюся к тому моменту неприступной крепость, но в 1791 году по Ясскому мирному договору опять следует передача Измаила и всей Южной Бессарабии Турции с условием разрушения Новой крепости;
  • 1809 г. — очередное взятие Измаила. На этот раз — войсками Багратиона. Предместье крепости стало именоваться Тучковом (генерал С. А. Тучков занимался его строительством), но в 1856 году город отходит Молдавскому княжеству (турецкому вассалу) по итогам Крымской войны (и Старую часть крепости тоже разрушают). В 1861 году Молдавское княжество поглощает Румыния, но вассалитет между между румынами и Османской империей сохраняется; 
  • в 1877 г.- очередная русско-турецкая война, но румыны встают на сторону русских и отдают Измаил добровольно. Берлинский трактат 1878 года закрепляет передачу Румынией России части Бессарабии, включая Измаил.

К этому можно добавить, что Измаил был в составе Румынии еще раз — с 1918 по 1940 гг.

Дорога от Вилково до Измаила

Автобус из Вилково в Измаил ходит в лучшем случае 2-3 раз в день. Помню, выбирать было нечего. Единственный подходящий рейс — около 12-00. Далее — 3 часа пути по селам и разбитым дорогам. Впечатлений противоречивых набрались много, глядя на пустующие масштабные постройки животноводческих комплексов по обе стороны. Когда-то здесь процветали, по-видимому, колхозы… Но не будем отвлекаться — итак, около 15-00 мы приехали на автостанцию в Измаил. В распоряжении у нас — полдня.

В Измаиле

Измаил считается одним из наиболее зеленых украинских городов, и это видишь сразу. Первое, что нужно было сделать — купить билеты на поезд до Одессы и избавиться от вещей. С камерами хранения в Измаиле плохо — их нет ни на авто-, ни на железнодорожном вокзале. Общественным транспортом, как ни странно, с одного вокзала на другой тоже не переехать — либо такси, либо идти несколько кварталов пешком до центра города. Мы выбрали второй вариант (рюкзаки легкие, плечи не тянут). Дошли в тени деревьев и домов улицей Пушкина мимо рынка до пересечения ее с проспектом Суворова. Городок сразу же показался тихим и приятным. Проспект Суворова — основная артерия города, пронизывающая его от Морского вокзала и набережной Дуная до противоположной окраины. Широкий бульвар на проспекте идеально подходит для прогулок: фонтаны, скамейки, роскошная южная зелень. Дефилировать по бульвару мы позволили себе вечером, а пока сели на остановке у музея Суворова в автобус № 10 (можно было и другими номерами воспользоваться) и через 10-15 минут были на жд вокзале. По пути повосхищались шикарным проспектом Суворова , а потом повернули на другой — проспект Ленина, который вскоре уперся в привокзальную площадь. На проспекте Ленина деревьев тоже было в избытке — тротуары по обе стороны в несколько рядов плотно засажены каштанами. Город нравился все больше и больше.

 Железнодорожный вокзал

Двухэтажное здание вокзала принимает сейчас всего лишь один поезд в сутки (летом, а зимой — через день)  - №686 из Одессы (через Белгород-Днестровский). Почти сразу же он отправляется в обратный путь — в Одессу. Время в пути — 6,5 часов. Есть плацкарта, купе и общий вагон. Отправление из Измаила  - 24-00, прибытие в Одессу — в 6-40. Как я уже говорила, камеры хранения на вокзале нет, что плохо. Решить проблему помогла находчивость — рядом с основным зданием вокзала есть еще одно, служебное. Там у девушек-операторов, работающих круглосуточно, мы и оставили свои рюкзаки. За чистосердечное «спасибо». Информация для тех, кто намерен ночевать в Измаиле: на вокзале имеются комнаты отдыха. Сравните цены в гостиницах, в частном секторе (квартирах) и в комнатах отдыха на жд вокзале — выберите подходящий вариант. Частники в Измаиле себя не предлагают — некому, наших туристов в Измаиле мало. Поэтому искать их предложения надо в интернете.

От железнодорожного вокзала в крепость     

Железнодорожный вокзал удален от центра. До него по улице Ленина  - около двух километров. Примерно столько же — до исторической святыни города, бывшей крепости Измаил. Чтобы туда попасть от вокзала, надо идти по улице Гагарина, потом — по улице Советской Милиции. Напротив городского отдела милиции повернуть направо, дойти до железнодорожного переезда, а за ним останется пересечь пустырь. Люди, если что, подскажут, куда идти. Можно сэкономить время и силы и проехать это расстояние маршруткой № 16, которая идет до судоремонтного завода. Рядом с привокзальной площадью на ул. Гагарина есть остановка. На карте города Измаил примерно обозначены границы крепости и кольцевой маршрут, которым мы прошлись по Измаилу, начав и завершив его на железнодорожном вокзале (примерно 10 км).

 

Просмотреть Одесская область. Измаил.  Маршрут ознакомительной экскурсии на карте большего размера

В крепости

От могучей твердыни осталось немного. Каменных стен нет. Сохранились следы земляных укреплений. Несмотря на то, что они поросли густой зеленью, угадать их легко. В некоторых местах обнаруживаются фрагменты каменных подпорных стен. Наверное, интересно попытаться обойти крепость по воображаемому  контуру — на снимках с самолета он просматривается там, где были валы и рвы. Но мы не располагали временем, да и подготовиться к такому исследованию теоретически не мешало бы — почитать литературу, рассмотреть старые планы крепости. Часть крепостных площадей застроена жилмассивами, на остальной разбит парк.

Дело было к вечеру, поэтому фото крепости Измаил успели сделать мало. Сразу обращают на себя внимание два храма: светло-голубой Успенский (1841) с низкой колокольней (звонят в колокола прямо с земли) и жёлто-зеленый Свято-Николаевский (1852) с необычной шатровой колокольней. Храмы принадлежат Никольскому монастырю, возникшему ещё при турках. Он много раз закрывался и открывался вновь. Сейчас в нем снова живут монахи.

Малая мечеть (XVI век) — одно-единственное здание, сохранившееся с тех времен, когда Измаил был крепостью. В мечети разместилась диорама «Штурм Измаила», вокруг — пушки русско-турецких войн. Диораму мы не осмотрели, поскольку явились к 17-00. К закрытию.

А это городской пляж. Находится рядом с мечетью. Девушки, у которых мы оставили вещи на вокзале, строго наказали нам искупаться в Дунае и на забыть при этом дулю румынам показать. Вода в реке не такая, как в Вилково — не болотно-зеленого цвета. Искупались. Течение сильное, грести тяжело, поэтому особо не поплаваешь. Дули крутить постеснялись и правильно сделали — некому, напротив не румынская суша, а безлюдные острова в русле реки. Дунай здесь не такой широкий, как в Вилково — до 300 м (а в Вилково — все 800 м). Слева виден ниже по реке порт.

На территории крепости установлены информационные щиты. Памятником крепость не стала  - ее восстановление не предусмотрено никакими документами. Здесь даже не проводятся официальные экскурсии. Зато стоят жилые дома, гаражи, судоремонтный завод. На праздники пересеченная местность (бывшие рвы и валы) используется для проведения мотокроссов, народ тут просто гуляет, пасет коз и коров. И мусора, увы, хватает — строительного, бытового. Археологов нет, фильмы не снимают — почему в Белгород-Днестровской крепости все по-другому? Сегодня основной вход в крепость — Килийские ворота, но постройка свежая и принадлежит, по-видимому, 19 веку. Рядом  - бывшее военное румынское кладбище. О захоронениях солдат русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Первой мировой напоминает обломок Монумента Героям. В 1929 году его возвели румыны — на сводчатом склепе возвышался 11-метровый обелиск с бронзовым орлом  - распростертые крылья, крест в клюве…

Все сровняли с землей в советскую эпоху. Теперь, правда, каемся — вместо старого появился новенький Поклонный крест. Монумент Героев тоже обещают поставить новый. Улицы в крепости помнят, наверное, былые времена: Крепостная, Фанагорийская (так именовался один из полков Суворова), Матросская. Покидали мы крепость со странным чувством — вроде бы и нет здесь ничего, что можно смотреть, а уходить не хочется…

Ул. Кутузова — проспект Суворова  

Далее фотографий города Измаил не будет, поскольку стемнело, и его мы изучали в темноте. По улице Кутузова от крепости дошли до проспекта Суворова, затем свернули направо и спустились к морвокзалу. В Измаиле к Дунаю можно выйти только на территории крепости и на набережной возле морвокзала. Остальные доступы к воде закрывает порт, который и сейчас работает. Украинское Дунайское пароходство, основное градообразующее предприятие Измаила, тоже худо-бедно живо — его 11-этажную стеклянную административную высотку трудно не заметить. Но мне гораздо больше понравилось их старое здание сталинских лет. Как у них с грузовыми перевозками дела обстоят — не знаю, а пассажирские суда катают теперь немцев и прочих европейцев в речных круизах по Дунаю. Жаль, что не нас… Много в Измаиле церквей и храмов, скверов и парков. На улица прижимаются друг к другу приземистые одноэтажные дома, типичные для Бессарабии, среди которых попадаются двух и трехэтажные особнячки. Школа №2 (бывшая женская гимназия) — постройка начала 20 века. Из румынского периода (30-е годы) сохранилось здание госпиталя. Остальное — дома сталинского периода. Город после войны некоторое время был областным, и поэтому его центр при общей численности населения менее 75000 чел. смотрится достойно.

Пользовались картой г Измаил, которая справа (ее можно увеличить). Все достопримечательности Измаила на ней отмечены — величественный Покровский собор, похожий на Казанский в Санкт-Петербурге, и памятник Суворову рядом с ним — визитная карточка Измаила.  Можно и два-три дня в Измаиле пожить. Продегустировать на местном винзаводе вина, порыбалить, съездить в окрестные села. Например, в Старо-Некрасовке, что в нескольких километрах от Измаила, находится крайняя южная точка Дуги Струве.

Мы гуляли по улицам Измаила до позднего вечера. Потом — вокзал, поезд. Утром — Одесса. Кафе и магазины в центре города отмечены на карте. В 300 м от жд вокзала по проспекту Ленина — супермаркет «Копейка» с отделом кулинарии.

Находится Измаил на отшибе, мало кто сюда, на самый юг Украины, доезжает. Но нас Южная Бессарабия за душу зацепила. Мне кажется, что будем мы здесь еще раз. Остались еще Килия, Рени… И Молдавия. Думается мне, что ехать сюда лучше всего летом, чтобы заодно вдоволь накупаться на пустынных черноморских пляжах Буджака (чистейший белый песочек, прозрачная водичка), или весной, когда везде еще холодно, а тут греет солнце и все цветет.

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

0

25 комментарий на «Украина, Одесская область, Измаил. Ознакомительный экскурсионный маршрут»

  1. У нас в Измаиле живут родственники далекие, но, к сожалению, связи сейчас с ними нет. А моя мать была в Измаиле, в советское время туда можно было уехать только по вызову, закрытый город. Но говорит, что город красивый. Спасибо!

  2. Надо же, такие исторические места… Казалось, надо бы развивать туристические линии, а ничего этого нет. А зачем… Стесняюсь спросить, зачем надо крутить дули румынам? Традиция такая?

    • Если опираться на историю, то смысл, наверное, этого жеста такой: Измаил наш, и снова румынам мы его не отдадим.

  3. Интересная и познавательная история. Когда бываю в других городах, обязательно посещаю интересные места. На Украине, кроме Запорожья, нигде не бывала. Спасибо.

  4. Такая подробная экскурсия, никогда не была в Измаиле, хотя слышала про него, красиво.Спасибо!

  5. Вы так здорово все обрисовали, во всех подробностях и нюансах, возникло огромное желание отправиться в путешествие! Статья — просто отличный мотиватор, спасибо! :)

  6. Такая интересная статья, я историю очень люблю, и знать ее надо, а Измаил и Суворов помнятся ещё со школы. Хорошие фото, видно, что красивые места и не затоптаны ещё туристами.

  7. Я была в Измаиле очень давно, более 20 лет назад, но очень смутно помню. Корабль мужа в те времена стоял там на ремонте.

  8. Иринка, ты, как всегда, красотка на фоточке. Твой экскурс очень полезный для любителей путешествий, я совсем этих мест не знаю. К сожалению… Но узнаю новое по твоим рассказам. Мне, увы, уже туда не добраться :(

  9. Забавно. Я всю жизнь слышу от мужа о двух его годах службы в армии, которые прошли в Измаиле))) Ну вот теперь полная картина обрисовалась, а ведь мы не так давно проезжали рядом с Измаилом, когда через Румынию возвращались домой. Спасибо, Ирина, за такой полный обзор!

  10. По — моему, только тот, кто не учился в школе, не знает про поход Суворова на Измаил. В этом городе вряд ли я побываю, с возрастом пропало желание к перемене мест и поездкам. Поэтому спасибо за подробное описание всего путешествия, за прекрасные фото. Посмеялась, когда прочитала про традицию крутить дули румынам. И за что это им так?

  11. Я в Одессе была еще ребенком, и отдыхали мы в пансионате «Затока», ездили купаться куда-то на косу. Сейчас я понимаю, что надо снова открыть для себя это место. А Измаил — и вовсе тайна за семью печатями, было интересно почитать :)

  12. Интересная экскурсия, много истории, и места такие живописные. Когда на поезде ездила в Грецию в отпуск, тогда и проезжали Дунай — помню, обширная река… Ирни, вы просто молодцы,что отыскиваете такие маршруты и знакомите нас с ними.

  13. Жили когда то в Измаиле.Училась в шк.№15 .Лет 4-5 работала в КБ Пароходства.Потом переехали в Россию.Измаил вспоминается, как веха в моей судьбе.

  14. Если вдруг заинтересует Измаил, который никому не показывают. Мы покажем)
    Измаил турецкий, Измаил румынский, Измаил еврейский, коллониальный.
    В центре города практически каждое здание имеет свою историю.
    Ну и само собой можем показать остатки крепости Измаил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge

Добавьте изображение (JPEG only)