Ликийская тропа: день 16 От Гавурагили до развалин Сидимы через Бельчикиз и Бел. Ночевка в Хисаре

Предыдущий день 15.

Утром, покидая Гавурагили, выбрались от места ночевки на асфальтированную дорогу и пошли по ней вверх. Уклон небольшой, 10% примерно, но непрерывный. Посмотрели, где слева примыкает к асфальту грунтовка от пляжа. Очень неприметное такое место, можно и не заметить его. По дороге прошли недалеко — через 500 м она уперлась в ворота.Это Патара лодж:

Справа в 150-200 м виднелся еще один отель — здание в несколько этажей. Дорога свернула туда, а мы по тропке с меткой обогнули вход в Патара лонж справа и пошагали вдоль его забора . Тропа дальше слилась с грунтовкой, следующей в том же направлении. Забор был длинным, он тянулся слева, а когда закончился, там же слева появилась большая двухуровневая беседка прямоугольной формы с красной крышей. И вот в этом месте дорога Y-образно раздвоилась. Мы сначала ушли ошибочно влево и вышли на обрывы с красивыми видами на море:

Тут, по-видимому, места для отдыха и пикников. Нам надо было с развилки не сюда идти, а уходить вправо. Вернулись. С метками там дела обстоят неважно, поэтому хорошо бы иметь общее представление, куда мы, собственно, движемся. Слева у нас  — море под обрывами, а впереди по ходу  — высокая отвесная стена с сосновым лесом наверху ( на предыдущем фото видно, как она спускается в море), справа — тоже горные склоны, а мы в данный момент находимся на достаточно открытом пространстве. И идти нам надо с прицелом на правый дальний угол…

Разных тропок и грунтовых дорог там много, а метки плохие и попадаются редко, смотреть надо внимательно, но по мере приближения к этому дальнему правому углу и тропа основная получше читается, и меток становится побольше. Плавный подъем, и выходим на хребет на уровень тех сосен, что видели перед собой на отвесной стене. Тропа разворачивается вправо по хребту, слева чуть ниже тропы есть цистерна. Тропа выводит на небольшое ровное плато с грунтовкой и пересекает эту грунтовку со сдвигом на 100 м влево. Цистерна все еще видна, но мы к ней не подходили и не проверяли, есть ли вода. Дальше долго поднимаемся по камням. Тропа местами крутая, есть скальные участки, но не очень опасные, есть подпорные стенки и в одном месте — полуразрушенные ступеньки. Фото с тропы:

Собака к нам прибилась. Шла с нами весь день до Хисара. Вот куда она шла?

Перед окончательным выходом наверх — еще одна цистерна. Большая и глубокая, но пустая, разрушенная. И где-то неподалеку от этой цистерны проходили вдоль стены, сквозь камни которой сочилась влага. Возможно, весной тут течет вода… Поднимались мы 3-4 часа. 700 м подъема.

Поднявшись, встретили обломок от Ликийского указателя. Указывает в обратном направлении на Гавурагили (8 км):

Тут же неподалеку и второй указатель — на Бел (3 км):

Проходим деревеньку Бельчикиз:

И всего лишь один дом… Жители тут караулят редких туристов и пытаются им навязать сервис — чай за денежки, что — то из еды…

Еще однит указатель, но циферки, правда, другие. До Гавурагили — 7 км, до Бел — 4 км. Такие неточности для Ликийки — норма…

В Бельчикиз мы зашли по тропе, а выходим уже по плохонькой, но грунтовке, и она вскоре выводит нас на дорогу получше. Вправо эта дорога спускается куда-то вниз в долину, а мы идем по ней в другую сторону, не теряя высоты и как бы обходя эту долину по горным склонам. По пути попадаются козы, пасеки. Солнцепек, тени мало. Вот такая дорога:

Перед Белом на обочине дороги есть колодец с ведром, после начинается жилая застройка, хотя и до этого мы шли отнюдь не по безлюдным местам. В Беле у мечети стоит указатель: налево — Гей, направо — Сидима, назад — Бельчикиз.

Идти дальше можно и через Гей, и через Сидиму, мы решили пойти через Сидиму (6 км). Под раскидистым платаном в Беле — вода. Магазина нет. А вот пансионы есть. Местные предлагают туристам ночлег и еду. Или просто еду… Мы попытались в последнем пансионе, что на выходе из Бела в сторону Сидимы, купить экмек, но хозяйка настойчиво предлагала чай (еле отбились…), потом вроде бы согласилась продать экмек, но ушла тут же что -то еще паковать (мы догадались, что довесок к экмеку, хотя покупать еще что-то в наши планы не входило…).

Отсутствовала долго, нам и ждать надоело, и деньги надо было бы поберечь — в общем, решили ничего не покупать и убраться со двора. Но не тут то было — она нас догнала. В пакете, как оказалось, кроме экмека, был лаваш, и по паре огурцов, помидоров и перца. За все это она запросила 10 лир. Решили заплатить, но из мелких денег наскребли только 5 лир с хвостиком, а крупную купюру предлагать не хотелось. С облегчением развели руками — I’m sorry, как говорится…

Однако среагировала турчанка неожиданно. Она, конечно, слегка разочаровалась, что у нас денег мало. Даже в наш кошелек заглянула, нет ли там еще чего-нибудь. Потом сгребла с ладоней наши 5 лир, вручила пакет и удалилась. Таким образом, еда нам обошлась примерно по магазинным ценам, а 10 лир — это многовато, но других вариантов пополнить свой провиант на данном участке Ликийской тропы нет. В магазин мы рассчитывали попасть только на следующий день в Богазичах.

От мечети в Беле по дороге мы прошли всего лишь 300 м. Дорога уходит вверх по склону, снизу хорошо видна, но на первом же повороте мы сошли с нее на тропу направо. Тропа приятная, ровная, в тени. Даже не тропа, а старая заброшенная дорога. Дошли до большой поляны. Пересекать ее не надо! Метки уводят влево по кругу в обход поляны. После того, как прошли 1/4 или 1/3 условной окружности, надо уходить влево — там расщелина в камнях. Метки реденькие есть, но их надо постоянно высматривать. Протиснувшись по узкой тропе сквозь расщелину, идем посвободнее — между двумя склонами. И упираемся в проволоку… Новая поляна. Распахана под поля. Пасека стоит. Поэтому и огорожено… Метки ведут в обход справа. Сначала вдоль проволоки, потом глубже в кусты — еще правее. Меточки мы там в некоторых местах теряли и искали…

Дальше была еще одна такая же поляна — тоже скошенные поля на ней, тоже пасека и тоже обходить ее надо справа вдоль проволочного забора.

До какого-то места мы медленно, но высоту набирали, потом начался такой же медленный спуск. И вышли, наконец на дорогу. Ту же самую, с которой на тропу ушли, покинув Бел:

По тропе мы прошли 2 км. Начали с высоты чуть больше 700 м и на такую же высоту спустились, максимальная точка подъема — 850 м. По дороге был бы примерно такой же перепад высот, но на 1 км дальше.

Выйдя с тропы на дорогу, повернули на ней направо и, двигаясь прямо, тут же снова сошли с нее на старую дорогу, не меняя направления, а дорога, с которой сошли, отвернула влево и стала серпантином спускаться левее от нас. Наш путь по старой дороге оказался прямее и короче. Ниже мы на основную дорогу снова вышли.

Шли по меткам на столбах, пока слева от дороги не появился аккуратный кустарник, посаженный рядами, в рядах — ульи. Вот тут метки закончились, и примерно через 200 м был обнаружен сход влево и вниз на тропу к Сидиме.

Дальше ориентиром служил вот этот холм с башней и турецким флагом на вершине:

Ближе к холму мы немного запутались в метках. Появилась канава. Сухая, неглубокая, но заросшая. Несколько меток мы увидели прямо в этой канаве, но идти по ней было невозможно. Покружив, нашли следующие метки за канавой — ближе к холму. Обогнув немного холм (он все время слева), вошли в деревню Хисар. Каменные заборы вдоль узких улочек, домики, множество каменных цистерн для воды — все это старое и построено на еще более старых руинах Сидимы. Не хотелось торопиться, но время катилось к вечеру, пора было думать о ночлеге.

Вышли куда-то. По-видимому, в центр. Тут и Ликийский указатель, и информационный щит о Сидиме. Большой платан со скамейками, мечеть, дорога, у дороги — несколько пансионов. Может здесь и конечная остановка какого-нибудь местного автобуса?

Вопрос с ночлегом в Хисаре решить оказалось не так просто, как в Гавурагили. Палатку особо и поставить было негде, собрались выходить за пределы Хисара. Нас, однако, заметили местные жители. Спросили, почему не идем в пансион. А когда узнали, что мы хотим ставить палатку, предложили зайти на территорию мечети. Там, кроме мечети, был недавно построенный, но еще не обжитой и до конца не отделанный изнутри жилой домик. В нем нам разрешили переночевать, чему мы обрадовались, ночь ожидалась очень холодная. Вода и благоустроенный туалет были во дворе. Тут же и древние руины, оливковое и инжирное деревья. Вот оно, наше пристанище:

Помогли турчанке, которая нас заселила, пособирать оливки на территории мечети. А нам досталось немного уцелевшего на ветках инжира. Ужин готовили прямо среди руин, хвороста на крошечный костерок хватило. В общем, ночевка в Хисаре удалась.

Продолжение: день 17 — От Сидимы через Богазичи до Алинджи

Поддержите сайт, нажмите на кнопки: