Карпаты, лыжи: Славское, Орявчик и Плай из Сколе

Куда поехать кататься на лыжах новичку, если говорить об украинских Карпатах? В 2017 году мы были на Красии. Прошло два года, Красия, увы, значительно подорожала. Впрочем, подорожали все украинские горнолыжные курорты, и в этом году с целью сэкономить и при этом познакомиться с каким-нибудь новым местом мы выбрали село Сколе. Это относительно бюджетно, и оттуда можно «дотянуться» до Славского, Плая, Орявчика. План составили такой:

  • день 1 — Приезд в Сколе, размещение, вторая половина дня — Славское на электричке (катаемся на «Политехнике» или внизу горы Погар)
  • день 2 — Автобусом на целый день в Орявчик или снова в Славское электричкой (на ГК «Захар Беркут»)
  • день 3 — в село Плавье на ГК «Плай» (тоже автобусом туда/обратно).

И на четвертый день с утра — домой.

Что получилось по факту… Первый день прошел по плану, мы были в Славском на «Политехнике». Во второй день мы никуда не поехали, гуляли в Сколе и окрестностях. Третий день — «Плай».

О Сколе

Небольшое уютное село. Все близко и достигается пешком максимум за 15-20 минут. Продовольственный супермаркет «Рукавичка», рынок, два фермерских мясных магазинчика — все это в центре села. Мы покупали домашнее молоко и сметану, хорошее мясо по хорошей цене, очень понравился ржаной хлеб ТМ «Яблунівський хліб». Через букинг сняли обычную однокомнатную квартиру с кухней, готовили сами.

Неожиданная и неприятная новость — в Сколе нет автостанции. Раньше она, по-видимому, была рядом с жд вокзалом. Теперь автобусы проходят через село по центральной улице, останавливаясь на остановках. Расписаний движения, естественно, нет, и это очень плохо. Ориентировались на расписание  АС «Стрый» в интернете и опрашивали местных на остановках.

В Сколе пытаются развивать зеленый туризм, во многих домах сдают комнаты с 2-3-х разовым питанием, рядом находится природный парк «Сколивські Бескиди», через село течет река Опир, и проходят экологические тропы, есть исторические достопримечательности — все это оказалось очень интересным, и спонтанно мы поменяли план второго дня, посвятив его изучению Сколе и окрестностей.

История Сколе стара и связана с периодом Австрийской империи. Австрийские бароны Гредель наладили в здешней местности промышленную заготовку и переработку леса. Где-то сохранились еще полуразобранные узкоколейки тех времен и водопровод из керамики. Этого мы не видели, а в поместье братьев Гредель побывали. Красивый старинный особняк в парке имеет очень запущенный вид, сейчас на его территории находится школа-интернат. Вот фото этой усадьбы:

Вдоль улицы, если пройти дальше этого особняка, сохранились и другие старинные постройки промышленного и жилого назначения — по-видимому, та же эпоха…

А в самом Сколе в центре есть несколько церквей, краеведческий музей. Его мы его проигнорировали, зато гуляли в урочище Павлов Поток, изучали экологические тропы, их тут две — на гору Лопата и в Старовековые леса. Фото из урочища Павлов Поток:

На противоположной стороне села еще одна экологическая тропа — на гору Парашка. Туда мы пошли, отправились из урочища Павлов Поток в урочище Святослав вдоль речки Опир. Это вид с моста напротив урочища Павлов Поток в ту сторону, куда мы пошли (под горой слева есть грунтовая дорога, вверх по течению):

Заинтересовала нас более древняя история Сколе, чем та, что связана с проживанием тут Гределей. Именно она и объясняет, откуда такое название у села — Сколе. Накануне вечером, наскоро порывшись в интернете, почитали про Киевскую Русь. Оказывается, именно здесь погиб князь Святослав, один из сыновей киевского князя Владимира Великого, после смерти которого начались распри между братьями. Святополк Окаянный, самовольно захвативший власть, избавлялся от младших братьев. Сначала он убил Бориса и Глеба, потом настиг убегавшего в Венгрию Святослава. Сколите их всех! Сколе…

В общем, прогулялись мы вдоль реки Опир по тем местам, где в далеком 1015 году разыгралась эта кровавая трагедия. Вместе в князем Святославом погибли семь его сыновей и большая часть его дружины, над могилой Князя Святослава насыпан курган, и возвышается на нем 18-метровый крест… Соседнее Славское, оказывается, названо так, потому что там поселились оставшиеся в живых воины князя Святослава, а гора Парашка, самая высокая вершина в Скольских Бескидах — по имени тоже погибшей княгини Парасковии.

Урочище Станислав расположено в узком горле, горы зажимают русло реки, с одной стороны — автодорога, с другой — железнодорожный путь. По обочине автодороги очень неудобно идти, лучше подъехать автобусом до мотеля «Святослав», на территории мотеля перейти речку Опир по мосту и по другой стороне дойти до могилы князя Святослава. Мы ходили вдоль полотна жд, там на большей части пути есть, где идти. Эта часть сколе именуется Заречьем, туда особо и не заехать никаким транспортом, узенькие улочки насквозь дворы прошивают, никаких заборов, домики совсем скромные, необычно, аутентично.

В этом Заречье есть мост и по нему можно уйти на автодорогу. Если нет, то дальше идти около двух километров непосредственно по жд полотну, что небезопасно. При проходе поезда с насыпи отпрыгивать в сторону там особо и некуда. Потом будет село Гребенев. Но это уже дальше, за урочищем Святослав. Мы рельсы и шпалы покинули раньше, как только поравнялись с мотелем «Святослав». Там очередной мост. Насыпь железнодорожная высокая, но спустились. У моста табличка, указывающая путь к могиле князя, только снегу было столько, что тропу замело, а может быть там зимой никто и не ходит. Выбрались через территорию мотеля  на автодорогу, прошли по автодороге, посмотрели на памятник издалека с дороги:

К железнодорожному полотну он ближе и их окон поездов виден. И со стороны Гребенева можно по рельсам подойти, но тоже придется шарахаться от проходящих составов:

О том, как добираться из Сколе на ближайшие горнолыжные курорты

Славское. Электричка туда — 9-20, 12-00. От Сколе до Славского ехать 40 минут и выходить на третьей остановке: Гребенев, Тухля, Славское…Обратно из Славского — в 18-25. Удобно, можно поехать и на полдня, и на целый день. Мы ездили в первый день в 12-00 — туда, в 18-25 — обратно, у нас было чистых четыре часа катания на «Политехнике» (2 км от жд станции). Напротив «Политехника» — гора Погар. Крутая, но внизу расположены два небольших бугеля для новичков. Туда тоже идти 2 км, но мы выбрали «Политехник». Во второй день, если бы мы поехали в Славское с утра в 9-20, то вполне бы могли добраться  и до «Захара Беркута » (5 км от жд станции). 

Орявчик, ГК «Звенив». Тут нужен автобус на Завадку — «Львов-Завадка», «Стрый-Завадка». Подходящий по времени рейс есть где-то в интервале между 8-30 и 9-00, т.е. в это время надо стоять на автобусной остановке в Сколе. Автобус идет по трассе Киев-Львов-Чоп до села Козьова (18 км), потом поворачивает направо, до ГК «Звенив» еще 7 км, автобус останавливается напротив комплекса. Обратно — надо узнавать расписание или как-то добираться до трассы в с. Козьова, там на трассе проходящих автобусов побольше.

ГК «Плай». Автобус «Стрый- Плавье». В Сколе на остановку надо выходить к 10-00 (мы подошли в 9-50, автобус подъехал в 10-20). Кстати, перед ним был автобус в Урич, им можно поехать на экскурсию в Тустань. Автобус проезжает по трассе Киев-Львов-Чоп села Коростев, Козьова, Орява. После Орявы нужно попросить водителя остановиться у ГК «Плай». Официальная остановка на 500 м дальше, Там поворот к отелю «Плай», а автобус проезжает еще немного вперед и сворачивает с трассы влево к селу Плавье. Расстояние от Сколе до ГК «Плай» — 22 км. Подъемники на гк «Плай» работают до 17-00, обратный автобус (на Львов) есть в 18-00 (мы уехали в 18-10). Автобус можно тормозить напротив комплекса, но лучше пройтись до остановки.      

Наши впечатления от катания

Сколе, «Политехник»

Возле жд вокзала Славское куча продуктовых магазинчиков, сервисов «Прокат лыж», сувенирных киосков. Местные продают сушеные грибы, мед, изделия из дерева, вышиванки, одеяла и носки из овечьей шерсти. Тут же и автобусы, прибывающие в Славское, разворачиваются, а рядом в длинную шеренгу УАЗы выстроились — это местное такси.

Отбиваясь от продавцов и таксистов, выдвинулись к «Политехнику», расстояние в 2 км преодолели пешком за 20-30 минут. Увидели Погар издалека. Действительно крутая гора, однако пустая (может там где-то с другой стороны катаются?). Но внизу работали два бугеля, и народ вокруг них тусил. Это по дороге к «Политехнику», центр поселка остался за спиной:

Теперь о «Политехнике». Вообще-то сама гора называется Кремень, «Политехник» — это название базы отдыха Львовского политехнического университета. Миновали поворот к этой базе отдыха, дальше сразу же потянулись вдоль дороги будочки с прокатом лыж. И, наконец, бугели. Слева и чуть в стороне — отдельный склон для детей и начинающих. Там свой маленький бугель, оплата почасовая, мы туда близко не подходили.

Основных бугельных подъемников два — левый покороче и называется «Политехник», правый подлиннее — «ФМИ». Работал только первый бугель, 1 подъем — 20 грн. «ФМИ» стоял и вообще на вид был скорее мертвый, чем живой. Рабочий ли он вообще?

Гора снизу поначалу не показалась безобидной. Вроде бы и резких перепадов высот нет, но какой-то неровный рельеф с овражками, беспорядочно растущими елками. Лыжники скатываются к бугелю с разных сторон. Слева от бугеля на выкате катаются еще и на санках, поднимаясь ногами вверх каждый раз, выкат вроде как и крутоват, и коротковат. А в самом низу надо еще и не угодить в ручей. Могли бы как-то и сеткой это место огородить.

Вот обзор снизу склонов «Политехника» (видно только полгоры, куда поднимает бугель):

А это выкат, снято с точки, обозначенной синей звездочкой на предыдущем фото:

Бугель допотопный, двухместный, с планкой под спину. С места трогаешься рывком, лыжи идут неровно, разъезжаются, потому как кочки, ямки. Риск упасть есть, нельзя отвлекаться,  надо и за лыжами следить, и попой на планку не сесть. Первые 20-30 метров подъема огорожены коридором. Если сорвешься с бугеля в нем, попытку можно повторить, если за пределами этого коридора — все, плакали денежки, уплаченные за подъем. Лучше бы продавали абонемент на день, на полдня, на какое-то другое фиксированное время.

Бугелю за 20 грн. есть альтернатива — подъем на гору на УАЗе за 40 грн. Если бугель поднимает примерно на середину горы, то на УАЗах везут на вершину. Спускаться оттуда в два раза дольше и интереснее, так что по деньгам один подъем на машине можно приравнять к двум подъемам на бугеле. С санками наверх тоже на УАЗах можно, на бугеле — нельзя. В прокате выдают санки на широких полозьях (снегокаты), и скользят они сверху не хуже лыж. Это два фото с верхней части горы:

Искусственного оснежения, нет, ратраков нет, но обледенелых и счесанных до голого грунта участков на трассах практически не было. Нам просто повезло со свежим снегом. Склоны широкие — до 100-150 м, хотя не везде. Много и узких мест, но есть выбор — можно поехать в одну сторону, в другую… Нам было интересно.

Проката лыж на Политехнике много, цена — от 100 до 150 грн. Надо сравнивать, выбирать. Прокат санок — 80 грн.

ГК «Плай»

На «Плае» очень дорогой прокат лыж: если в Славском мы платили по 100 грн., то здесь — 200 грн. за взрослый комплект и 120 грн. — за детский. И в прокате нет сноублейдов. Только лыжи и сноуборды.

Склон шикарный. Те, кто неуверенно катаются, пользуются бугелем (350 м). Синяя трасса. Бугель хороший, с «тарелочками» под попу. Упасть с него нельзя. На посадке/высадке дежурит обслуживающий персонал. Можно не доезжать на бугеле до конца, потому что верх чуть-чуть круче (но не критично), чем остальная часть склона. Так даже инструкторы делают — сходят сами и ссаживают своих учеников за 50 м до конца. Нам даже лайфхак дали, как это делать, чтобы не помешать, тем, едет на бугеле сзади. Надо лыжи направить в сторону и отклониться тем самым от основного направления, а потом аккуратно отпустить «тарелочку».

Вот он, склон для начинающих. С бугелем (на фото совсем пологим кажется, на самом деле покруче):

Кресельная канатка поднимает выше, ее длина 1000 м. Оттуда спуск сначала пологий (синяя трасса), потом идет крутой участок (красная трасса) до верхней станции бугеля, ну и дальше уже знакомый участок вдоль бугеля — опять синяя трасса. Вообще-то кресельных канаток две, вторая чуть короче, но при нас не работала. На фото верхняя станция креселки  и один из неприятных участков верхней трассы (с точки зрения новичка, конечно) с резким поворотом с уклоном:

Кафе, раздевалки, туалеты — вес не уровне.

Есть детский склон для малышей с мини-лифтом:

Ски-пасс на полдня стоит 370 грн. Не знаю, как на креселке, но на бугеле видели людей, у которых один ски-пасс был на двоих. Важно только интервал в 8 минут выдерживать, проходя через турникет, чтобы карточка не заблокировалась.

Поддержите сайт, нажмите на кнопки:

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CommentLuv badge

Добавьте изображение (JPEG only)